logo search
Этика и психология деловых отношений

Что такое «сплоченность» и «конфликт»?

Сплоченность можно определить как сумму всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней. Процесс группового сплочения основывается на групповой совместимости и групповой сплоченности. Совместимость — способность людей срабатываться и действовать вместе. Явление психологической совместимости обусловлено психофизиологическими особенностями и индивидуальными различиями. Перед запуском ракеты в космос члены ее экипажа проходят множество физических и психологических испытаний, в том числе тест на совместимость.

Сплоченность есть максимальное число взаимных позитивных выборов, т.е. привлекательность группы для индивида. По сути дела, чем больше людей в группе симпатизируют друг другу тем сплоченней эта группа.

Сплоченность — высшее проявление гармонии в группе. Но многосложность человеческих отношений неизбежно порождает конфликты.

Конфликт — чрезвычайно широкий термин, использующийся в отношении любой ситуации, при которой сталкиваются противоположные мотивы, цели, действия, импульсы.

В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же.

Предконфликтная ситуация — это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Это положение дел накануне конфликта. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности. Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта. Если же напряженность в отношениях не выливается в открытые конфликтные столкновения и подобное столкновение вещей сохраняется довольно долго, то его называют потенциальным, или латентным (скрытым), конфликтом.

Но сама по себе предконфликтная ситуация может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент — формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья» сила, преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три варианта поведения конфликтующих сторон:

• стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;

Выбор того или иного варианта во многом зависит от конкретной установки (целей, ожидания, эмоциональных ориентации) сторон.

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, Направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению.

В зависимости от конфликтной установки сторон и формы Поведения сторон конфликт приобретает логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины углубления и разрастания. И если ему ничто не мешает, он начинает как бы питать сам себя, создавая, порождая все новые и новые основания дальнейшего развития. Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным.

Кульминация — это верхняя точка конфликта. Она обычно выражается в каком-то взрывном эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим сторонам становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

В затяжном конфликте момент кульминации долго не наступает. В одних случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях оттяжка кульминации обходится очень дорого: накапливается высокий «энергетический потенциал» негативных эмоций, не находящий разрядки в кульминации; и когда наконец момент кульминации приходит, выброс всей этой энергии способен произвести самые ужасающие разрушения (раскол группы, развод супругов, революция, война и т.д.).

Разрешение конфликта. Длительность и интенсивность конфликта зависят от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т.д.

На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих и противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации — невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения, и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

Переговоры — завершающий этап стадии разрешения конфликта. Обычно одним из условий начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают враждовать, но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах.

Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде; новое видение существующих проблем.

Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. В свободно структурируемых группах, где конфликт считается нормой и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой. Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим людей к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.

Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур:

٭ конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию; своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям;

в состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития;

Конфликт несет в себе негативные функции, когда:

К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в частности, конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей. Негативными считаются конфликты, затрудняющие принятие негативных решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Отечественный психолог, социолог В.И. Сперанский предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.

Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить конфликты:

• межличностные;

• между личностью и группой;

В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов: