Искусство задавать вопросы
Известно, что в научном исследовании точно поставленный вопрос — это наполовину решение проблемы. В общении хорошо поставленным вопросом будет тот, на который собеседник захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать.
Вопросы могут быть закрытыми, открытыми и альтернативными.
Закрытый вопрос — это вопрос, на который можно дать однозначный ответ, например «да», «нет», назвать точную дату, имя или число и т.п. Например: «Вы живете в Москве?» — «Нет». «Вы любите психологию?» - «Да».
Открытый вопрос — это вопрос, на который трудно ответить одним словом. Такой вопрос начинается со слов «почему», «зачем», «каким образом», «каково ваше решение по поводу», «что вы могли *к нам предложить» и т. п., а это требует развернутого ответа.
Альтернативный вопрос представляет собой нечто среднее: задается он в форме открытого вопроса, но при этом предлагается несколько заранее заготовленных вариантов ответа. Например: «Каким образом вы решили стать инженером: сознательно выбрали эту специальность, пошли по стопам родителей, решили поступать вместе с другом или сами не знаете, почему?»
Для того чтобы разговорить собеседника, лучше использовать открытые вопросы, на которые ему интересно отвечать. Можно попробовать использовать альтернативные вопросы, но при этом важно, чтобы ни одна из альтернатив не задевала собеседника («Ах вот, какие у вас предположения по поводу меня!»). Для того чтобы как-то организовать беседу со слишком разговорчивым собеседником, лучше применять закрытые вопросы. При этом надо помнить, что мы узнаем лишь то, о чем спрашиваем, в то время как при открытых вопросах мы можем узнать многое такое, что не касается существа вопроса.
Рекомендуется смягчать вопросы, могущие задеть собеседника, и формулировать их в форме условной гипотезы. Например, вместо вопроса: «Ты что, боишься его?» рекомендуется задать вопрос: «А может быть так, что иногда у тебя возникает страх перед этим человеком?»
Не рекомендуется начинать вопрос со слов: «Ты что...» или: «А почему ты не...» По-настоящему грамотный вопрос — это запрос об информации, а не скрытое обвинение. Если вы недовольны решением собеседника или его действиями, постарайтесь тактично сказать ему об этом в форме утверждения, но не в форме вопроса.
Аналогичным образом, если вы заранее знаете ответ на вопрос, не задавайте его.
- 2008 Г.
- Тема 2. Предмет, проблематика и методы психологических исследований.
- Предмет и задачи психологии и этики делового общения.
- Методы психологии.
- Тема 3. Место психологии в системе наук. Смежные отрасли знаний.
- Современная психология и её место в системе наук.
- Современная психология: ее задачи и место в системе наук.
- Раздел II. Организация как ведущая сфера деловых отношений. Власть и лидерство.
- Тема 4. Организация и её основные характеристики и процессы. Организационные цели.
- Основные характеристики организации.
- Организация как открытая система
- Организационные цели
- Тема 5. Власть, её виды, основания и механизмы.
- Тема 6. Власть и лидерство.
- Раздел III. Психология организационного общения.
- Тема 7. Общение и его роль в деловых отношениях.
- Понятие об общении
- Общение как обмен информацией
- Психологические особенности делового общения.
- Тема 8. Функции и виды межличностного общения.
- Межличностные и межгрупповые отношения.
- Сущность общения: его функции, формы, стороны, виды, барьеры.
- Тема 9. Коммуникативный акт и его структура.
- Коммуникативная функция общения.
- Тема 10. Механизмы и приёмы эффективного делового общения. Коммуникативная компетентность. Типичные трудности и ошибки в деловом общении.
- Психология общения.
- Типичные трудности и техники межличностного общения.
- «Малый» разговор
- Искусство задавать вопросы
- Методы активного слушания
- Раздел IV. Психология взамоотношений в группе.
- Тема 11. Группа и индивид. Группа и организация. Природа и виды групп.
- Группа и ее структурная организация.
- Классификация групп.
- Тема 12. Групповые процессы. Стадии формирования группы.
- Стадии развития группы.
- Групповые процессы
- Тема 13. Структурные характеристики группы: статус, роли, нормы, санкции.
- Структура группы.
- Групповые нормы
- Групповые санкции
- Тема 14. Психологическая совместимость в группе. Групповой подход к принятию решений.
- Общение как понимание людьми друг друга
- Обратная связь в общении.
- Тренинг общения.
- Групповая сплоченность и совместимость.
- Раздел V. Личность как субъект деловых отношений.
- Тема 15. Индивид. Индивидуальность. Личность.
- Что такое «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?
- Как происходит формирование и развитие личности?
- Тема 16. Структура личности и основные индивидуальные переменные: темперамент, характер, способности, знания и умения, опыт.
- Биологический фундамент личности.
- Индивидуальные особенности личности.
- Что такое «способности» и какова их структура?
- Тема 17. Социальные установки и ценности. Оценка и самооценка личности.
- Социальная установка
- Тема 18. Психические познавательные процессы.
- Познавательные процессы. Внимание
- Ощущения. Понятие об ощущении.
- Восприятие. Характеристика восприятия и его особенностей.
- Память. Общее понятие о памяти.
- Виды памяти.
- Мышление. Общая характеристика мышления.
- Воображение. Понятие о воображении, его основных видах и процессах.
- Тема 19. Эмоционально-волевая сфера человека.
- Эмоциональная и волевая сферы личности.
- Раздел VI. Психология труда. Стресс.
- Тема 20. Профессиональная пригодность и работоспособность.
- Психологический отбор персонала и современное понимание профессиональной пригодности.
- Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний. Основные понятия.
- Динамика работоспособности человека в труде. Виды функциональных состояний.
- Профессиональный стресс.
- Тема 21. Стресс, дистресс и психическое здоровье. Общий адаптационный синдром.
- Стресс и его особенности.
- Что такое «адаптация» и каковы ее механизмы?
- Раздел VII. Мотивация. Психология конфликта.
- Тема 22. Мотивация. Сущность, структура,
- Что означают понятия: «потребность», «цель», «мотив», «мотивация»?
- Содержательные теории мотивации.
- Процессуальные теории мотивации.
- Тема 23. Конфликт. Сущность, структура и функции.
- Что такое «сплоченность» и «конфликт»?
- Тема 24. Межличностные конфликты и их преодоление.
- Поведение в конфликтах.
- Раздел VIII. Этика делового общения.
- Тема 25. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.
- Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.
- II. Рассадка и ведение переговоров.
- Тема 26. Этикет в деятельности современного делового человека.
- Этикет в деятельности современного делового человека.
- Тема 27. Этикет и культура поведения делового человека.
- Этикет и культура поведения делового человека.
- Правила этикета
- Правила вербального этикета
- Правила общения по телефону