Что такое «способности» и какова их структура?
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда.
При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет Различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.
Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т.п.). Она всегда — синтез человеческой личности.
Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Нельзя, конечно, метафизически рассматривать эти уровни. Во-первых, следует иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта проявляли творчество.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами «талант» и «гений». Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования.
Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, Шекспир, Пушкин являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.
Какие виды способностей существуют?
Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.
Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.
Специальные способности органически связаны с общими, или умственными, способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь, развитие специальных способностей при известных условиях положительно влияет на развитие интеллекта.
Известно немало личностей с очень высоким уровнем самых различных способностей: научных, литературных, математических и художественных.
Практические способности не могут развиваться и актуализироваться в творческой деятельности без высокого уровня интеллектуального развития. Так, конструктивно-технические способности человека часто связаны с большим научным дарованием: одаренный изобретатель нередко вносит новшество не только в производство, но и в науку.
Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое, которое даже может стать соответствующим навыком.
Специальные элементарные способности — это способности, Присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.
Глазомер — это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т.е. это определенное качество зрительного восприятия.
Музыкальный слух — это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух — это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.
Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.
Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенной профессиональной деятельности, возникшей в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.
О способностях человека можно судить, наблюдая за процессом выполнения им новых заданий в измененных условиях, за ходом овладения деятельностью. Практически судить о способностях учащегося можно по совокупности таких показателей, как скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью, качественный уровень его достижений, склонность к занятиям этой деятельностью, соотношение успеваемости и усилий, затрачиваемых для достижения этих результатов. Последний показатель очень важно учитывать, поскольку один учащийся может, например, не успевать потому, что он очень мало самостоятельно занимается по предмету, а другой, хорошо успевающий, возможно, тратит все личное время на подготовку к предмету.
Каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим и специальным способностям. Вот почему нельзя узко профессионально развивать личность, ее способности. Только всестороннее развитие личности поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их единстве. Это не означает, что человек не должен специализироваться в той области, к которой он проявляет склонности и наибольшие способности.
Что такое «одаренность»?
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
В отечественной психологии, прежде всего в трудах С. Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию — успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности," а одаренность — как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.
Зачастую способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но ещё не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он ни обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.
На развитие способностей оказывают влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками; от быстроты выработки дифференцированного торможения на сходные раздражители — возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа — приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому.
Одаренность — это своего рода мера генетически и опытно Предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности — максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех ел; чаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей — мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.
В целом же можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты:
биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.
А. М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую структуру таорческой одаренности. Он включил в нее:
доминирующую роль познавательной мотивации;
исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
возможности достижения оригинальных решений;
возможности прогнозирования и предвосхищения;
способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Что такое «талант»?
Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.
Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. В конечном счете творческие достижения зависят от общественно-исторических условий существования людей. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным.
Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед государством. Например, в период войн можно наблюдать рождение полководческих талантов.
Талант — это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Об этом, в частности, свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальной памятью. Между тем именно в памяти, ее прочности и емкости многие готовы видеть эквивалент таланта. Конечно, хорошо развитая память — важная способность, отвечающая требованиям многих видов деятельности. Число замечательных писателей, художников, композиторов, политических деятелей, обладавших редкой памятью, весьма велико: А.Н. Толстой, И.И. Левитан, Н.Н. Ге, С.В. Рахманинов, М.А. Балакирев, А.В. Суворов, В. Моцарт и др. Но можно назвать во много раз большее число людей, не менее известных и талантливых, которые не обладали сколько-нибудь выдающейся памятью. Самых обычных объемов и прочности памяти достаточно для того, чтобы творчески, успешно и оригинально (т.е. талантливо) выполнять какую-нибудь общественно полезную деятельность.
Талант — настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной единственной способностью. Скорее наоборот, отсутствие, или, точнее сказать, слабое развитие какой-либо, даже важной, способности, как об этом свидетельствуют психологические исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта.
Структура таланта определяется в конечном счете характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность (политическая, научная, художественная, производственная, спортивная, военная и т.д.). Поэтому составляющие талант способности будут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого переводчика и талантливого авиаконструктора.
- 2008 Г.
- Тема 2. Предмет, проблематика и методы психологических исследований.
- Предмет и задачи психологии и этики делового общения.
- Методы психологии.
- Тема 3. Место психологии в системе наук. Смежные отрасли знаний.
- Современная психология и её место в системе наук.
- Современная психология: ее задачи и место в системе наук.
- Раздел II. Организация как ведущая сфера деловых отношений. Власть и лидерство.
- Тема 4. Организация и её основные характеристики и процессы. Организационные цели.
- Основные характеристики организации.
- Организация как открытая система
- Организационные цели
- Тема 5. Власть, её виды, основания и механизмы.
- Тема 6. Власть и лидерство.
- Раздел III. Психология организационного общения.
- Тема 7. Общение и его роль в деловых отношениях.
- Понятие об общении
- Общение как обмен информацией
- Психологические особенности делового общения.
- Тема 8. Функции и виды межличностного общения.
- Межличностные и межгрупповые отношения.
- Сущность общения: его функции, формы, стороны, виды, барьеры.
- Тема 9. Коммуникативный акт и его структура.
- Коммуникативная функция общения.
- Тема 10. Механизмы и приёмы эффективного делового общения. Коммуникативная компетентность. Типичные трудности и ошибки в деловом общении.
- Психология общения.
- Типичные трудности и техники межличностного общения.
- «Малый» разговор
- Искусство задавать вопросы
- Методы активного слушания
- Раздел IV. Психология взамоотношений в группе.
- Тема 11. Группа и индивид. Группа и организация. Природа и виды групп.
- Группа и ее структурная организация.
- Классификация групп.
- Тема 12. Групповые процессы. Стадии формирования группы.
- Стадии развития группы.
- Групповые процессы
- Тема 13. Структурные характеристики группы: статус, роли, нормы, санкции.
- Структура группы.
- Групповые нормы
- Групповые санкции
- Тема 14. Психологическая совместимость в группе. Групповой подход к принятию решений.
- Общение как понимание людьми друг друга
- Обратная связь в общении.
- Тренинг общения.
- Групповая сплоченность и совместимость.
- Раздел V. Личность как субъект деловых отношений.
- Тема 15. Индивид. Индивидуальность. Личность.
- Что такое «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?
- Как происходит формирование и развитие личности?
- Тема 16. Структура личности и основные индивидуальные переменные: темперамент, характер, способности, знания и умения, опыт.
- Биологический фундамент личности.
- Индивидуальные особенности личности.
- Что такое «способности» и какова их структура?
- Тема 17. Социальные установки и ценности. Оценка и самооценка личности.
- Социальная установка
- Тема 18. Психические познавательные процессы.
- Познавательные процессы. Внимание
- Ощущения. Понятие об ощущении.
- Восприятие. Характеристика восприятия и его особенностей.
- Память. Общее понятие о памяти.
- Виды памяти.
- Мышление. Общая характеристика мышления.
- Воображение. Понятие о воображении, его основных видах и процессах.
- Тема 19. Эмоционально-волевая сфера человека.
- Эмоциональная и волевая сферы личности.
- Раздел VI. Психология труда. Стресс.
- Тема 20. Профессиональная пригодность и работоспособность.
- Психологический отбор персонала и современное понимание профессиональной пригодности.
- Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний. Основные понятия.
- Динамика работоспособности человека в труде. Виды функциональных состояний.
- Профессиональный стресс.
- Тема 21. Стресс, дистресс и психическое здоровье. Общий адаптационный синдром.
- Стресс и его особенности.
- Что такое «адаптация» и каковы ее механизмы?
- Раздел VII. Мотивация. Психология конфликта.
- Тема 22. Мотивация. Сущность, структура,
- Что означают понятия: «потребность», «цель», «мотив», «мотивация»?
- Содержательные теории мотивации.
- Процессуальные теории мотивации.
- Тема 23. Конфликт. Сущность, структура и функции.
- Что такое «сплоченность» и «конфликт»?
- Тема 24. Межличностные конфликты и их преодоление.
- Поведение в конфликтах.
- Раздел VIII. Этика делового общения.
- Тема 25. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.
- Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.
- II. Рассадка и ведение переговоров.
- Тема 26. Этикет в деятельности современного делового человека.
- Этикет в деятельности современного делового человека.
- Тема 27. Этикет и культура поведения делового человека.
- Этикет и культура поведения делового человека.
- Правила этикета
- Правила вербального этикета
- Правила общения по телефону