Что означают понятия: «потребность», «цель», «мотив», «мотивация»?
Потребность — объективная необходимость субъекта (организма) в чем-то внешнем, обладающем предметным содержанием.
Потребностью называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность»). Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, У которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.
Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда Речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть Удовлетворена. Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность, активность. Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?» и т. п. Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют поведение человека, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения. Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно. Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее. Известный немецкий психолог Курт Левин (1890 — 1947) показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами. Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является Реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также Можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости Можно оценивать по следующим параметрам:
• широта;
гибкость;
иерархизированность.
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой. Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Наконец, иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
А.Н. Занковский.
- 2008 Г.
- Тема 2. Предмет, проблематика и методы психологических исследований.
- Предмет и задачи психологии и этики делового общения.
- Методы психологии.
- Тема 3. Место психологии в системе наук. Смежные отрасли знаний.
- Современная психология и её место в системе наук.
- Современная психология: ее задачи и место в системе наук.
- Раздел II. Организация как ведущая сфера деловых отношений. Власть и лидерство.
- Тема 4. Организация и её основные характеристики и процессы. Организационные цели.
- Основные характеристики организации.
- Организация как открытая система
- Организационные цели
- Тема 5. Власть, её виды, основания и механизмы.
- Тема 6. Власть и лидерство.
- Раздел III. Психология организационного общения.
- Тема 7. Общение и его роль в деловых отношениях.
- Понятие об общении
- Общение как обмен информацией
- Психологические особенности делового общения.
- Тема 8. Функции и виды межличностного общения.
- Межличностные и межгрупповые отношения.
- Сущность общения: его функции, формы, стороны, виды, барьеры.
- Тема 9. Коммуникативный акт и его структура.
- Коммуникативная функция общения.
- Тема 10. Механизмы и приёмы эффективного делового общения. Коммуникативная компетентность. Типичные трудности и ошибки в деловом общении.
- Психология общения.
- Типичные трудности и техники межличностного общения.
- «Малый» разговор
- Искусство задавать вопросы
- Методы активного слушания
- Раздел IV. Психология взамоотношений в группе.
- Тема 11. Группа и индивид. Группа и организация. Природа и виды групп.
- Группа и ее структурная организация.
- Классификация групп.
- Тема 12. Групповые процессы. Стадии формирования группы.
- Стадии развития группы.
- Групповые процессы
- Тема 13. Структурные характеристики группы: статус, роли, нормы, санкции.
- Структура группы.
- Групповые нормы
- Групповые санкции
- Тема 14. Психологическая совместимость в группе. Групповой подход к принятию решений.
- Общение как понимание людьми друг друга
- Обратная связь в общении.
- Тренинг общения.
- Групповая сплоченность и совместимость.
- Раздел V. Личность как субъект деловых отношений.
- Тема 15. Индивид. Индивидуальность. Личность.
- Что такое «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?
- Как происходит формирование и развитие личности?
- Тема 16. Структура личности и основные индивидуальные переменные: темперамент, характер, способности, знания и умения, опыт.
- Биологический фундамент личности.
- Индивидуальные особенности личности.
- Что такое «способности» и какова их структура?
- Тема 17. Социальные установки и ценности. Оценка и самооценка личности.
- Социальная установка
- Тема 18. Психические познавательные процессы.
- Познавательные процессы. Внимание
- Ощущения. Понятие об ощущении.
- Восприятие. Характеристика восприятия и его особенностей.
- Память. Общее понятие о памяти.
- Виды памяти.
- Мышление. Общая характеристика мышления.
- Воображение. Понятие о воображении, его основных видах и процессах.
- Тема 19. Эмоционально-волевая сфера человека.
- Эмоциональная и волевая сферы личности.
- Раздел VI. Психология труда. Стресс.
- Тема 20. Профессиональная пригодность и работоспособность.
- Психологический отбор персонала и современное понимание профессиональной пригодности.
- Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний. Основные понятия.
- Динамика работоспособности человека в труде. Виды функциональных состояний.
- Профессиональный стресс.
- Тема 21. Стресс, дистресс и психическое здоровье. Общий адаптационный синдром.
- Стресс и его особенности.
- Что такое «адаптация» и каковы ее механизмы?
- Раздел VII. Мотивация. Психология конфликта.
- Тема 22. Мотивация. Сущность, структура,
- Что означают понятия: «потребность», «цель», «мотив», «мотивация»?
- Содержательные теории мотивации.
- Процессуальные теории мотивации.
- Тема 23. Конфликт. Сущность, структура и функции.
- Что такое «сплоченность» и «конфликт»?
- Тема 24. Межличностные конфликты и их преодоление.
- Поведение в конфликтах.
- Раздел VIII. Этика делового общения.
- Тема 25. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.
- Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.
- II. Рассадка и ведение переговоров.
- Тема 26. Этикет в деятельности современного делового человека.
- Этикет в деятельности современного делового человека.
- Тема 27. Этикет и культура поведения делового человека.
- Этикет и культура поведения делового человека.
- Правила этикета
- Правила вербального этикета
- Правила общения по телефону