Что такое «адаптация» и каковы ее механизмы?
Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом (подвижном) равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации.
Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды.
Значимое место в деятельности человека занимает социальная адаптация. Социальной адаптацией называется процесс эффективного взаимодействия личности с социальной средой.
Отечественный психолог М. И. Бобнева выделила следующие механизмы социальной адаптации:
• социальное воображение — способность понимать свой опыт и определять судьбу, мысленно помещая себя в реальные рамки данного периода развития общества, и осознавать свои возможности;
социальный интеллект — способность усматривать и улавливать ложные отношения и зависимости в социальной среде;
реалистическая направленность сознания;
ориентировка на ложное.
Исследователи также отмечают роль стимулирующих психических состояний в адаптивном процессе. Например, для эффективности трудовой деятельности необходима профессиональная заинтересованность (тренер хочет, чтобы спортсмен стал чемпионом, модельер хочет, чтобы его одежда радовала глаз, врач — чтобы назначенное лечение помогло пациенту, и т.д.).
Если ощущается наличие внешних и / или внутренних барьеров, адаптация осуществляется с помощью защитных механизмов. Рассмотрим каждый из них.
Отрицание — его суть в игнорировании травмирующей информации.
Регрессия — возврат к более ранним (инфантильным) формам поведения («впадать в детство») или использование боле простых и привычных стереотипных действий.
Формирование реакции — замена неприемлемых импульсов, эмоциональных состояний на противоположные (агрессивность заменяется мягкостью).
Вытеснение — неосознанное подавление отрицательного психического состояния путем устранения из сознания и перевода в бессознательное (человек как бы «забывает» плохое).
Подавление — устранение болезненных событий на основе сознания (избегание отрицательной информации).
Замещение — изменение объекта, вызвавшего отрицательное психическое состояние, либо замещение потребности (муж, получающий выговоры от начальника, вымещает злобу на жене).
Проекция — выделение и локализация в другом лице или объекте качеств, чувств, желаний, т.е. «внутренних объектов», которые субъект не признает или отрицает в себе («В чужом глазу соринку заметишь, в своем — бревна не заметишь»).
Идентификация — отождествление себя с реальным или вымышленным персонажем с целью приписывания себе желаемых качеств и свойств (фанатизм, поклонение кумиру и т.д.).
Рационализация — преодоление отрицательных психических состояний за счет оправдания тех или иных поступков, интерпретация событий с целью снижения их травмирующего влияния на личность.
Сублимация — преобразование энергии инстинктивных влечений (сексуальных, агрессивных) в социально приемлемые способы деятельности (изобретательство, художественное творчество, профессиональная деятельность).
- 2008 Г.
- Тема 2. Предмет, проблематика и методы психологических исследований.
- Предмет и задачи психологии и этики делового общения.
- Методы психологии.
- Тема 3. Место психологии в системе наук. Смежные отрасли знаний.
- Современная психология и её место в системе наук.
- Современная психология: ее задачи и место в системе наук.
- Раздел II. Организация как ведущая сфера деловых отношений. Власть и лидерство.
- Тема 4. Организация и её основные характеристики и процессы. Организационные цели.
- Основные характеристики организации.
- Организация как открытая система
- Организационные цели
- Тема 5. Власть, её виды, основания и механизмы.
- Тема 6. Власть и лидерство.
- Раздел III. Психология организационного общения.
- Тема 7. Общение и его роль в деловых отношениях.
- Понятие об общении
- Общение как обмен информацией
- Психологические особенности делового общения.
- Тема 8. Функции и виды межличностного общения.
- Межличностные и межгрупповые отношения.
- Сущность общения: его функции, формы, стороны, виды, барьеры.
- Тема 9. Коммуникативный акт и его структура.
- Коммуникативная функция общения.
- Тема 10. Механизмы и приёмы эффективного делового общения. Коммуникативная компетентность. Типичные трудности и ошибки в деловом общении.
- Психология общения.
- Типичные трудности и техники межличностного общения.
- «Малый» разговор
- Искусство задавать вопросы
- Методы активного слушания
- Раздел IV. Психология взамоотношений в группе.
- Тема 11. Группа и индивид. Группа и организация. Природа и виды групп.
- Группа и ее структурная организация.
- Классификация групп.
- Тема 12. Групповые процессы. Стадии формирования группы.
- Стадии развития группы.
- Групповые процессы
- Тема 13. Структурные характеристики группы: статус, роли, нормы, санкции.
- Структура группы.
- Групповые нормы
- Групповые санкции
- Тема 14. Психологическая совместимость в группе. Групповой подход к принятию решений.
- Общение как понимание людьми друг друга
- Обратная связь в общении.
- Тренинг общения.
- Групповая сплоченность и совместимость.
- Раздел V. Личность как субъект деловых отношений.
- Тема 15. Индивид. Индивидуальность. Личность.
- Что такое «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?
- Как происходит формирование и развитие личности?
- Тема 16. Структура личности и основные индивидуальные переменные: темперамент, характер, способности, знания и умения, опыт.
- Биологический фундамент личности.
- Индивидуальные особенности личности.
- Что такое «способности» и какова их структура?
- Тема 17. Социальные установки и ценности. Оценка и самооценка личности.
- Социальная установка
- Тема 18. Психические познавательные процессы.
- Познавательные процессы. Внимание
- Ощущения. Понятие об ощущении.
- Восприятие. Характеристика восприятия и его особенностей.
- Память. Общее понятие о памяти.
- Виды памяти.
- Мышление. Общая характеристика мышления.
- Воображение. Понятие о воображении, его основных видах и процессах.
- Тема 19. Эмоционально-волевая сфера человека.
- Эмоциональная и волевая сферы личности.
- Раздел VI. Психология труда. Стресс.
- Тема 20. Профессиональная пригодность и работоспособность.
- Психологический отбор персонала и современное понимание профессиональной пригодности.
- Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний. Основные понятия.
- Динамика работоспособности человека в труде. Виды функциональных состояний.
- Профессиональный стресс.
- Тема 21. Стресс, дистресс и психическое здоровье. Общий адаптационный синдром.
- Стресс и его особенности.
- Что такое «адаптация» и каковы ее механизмы?
- Раздел VII. Мотивация. Психология конфликта.
- Тема 22. Мотивация. Сущность, структура,
- Что означают понятия: «потребность», «цель», «мотив», «мотивация»?
- Содержательные теории мотивации.
- Процессуальные теории мотивации.
- Тема 23. Конфликт. Сущность, структура и функции.
- Что такое «сплоченность» и «конфликт»?
- Тема 24. Межличностные конфликты и их преодоление.
- Поведение в конфликтах.
- Раздел VIII. Этика делового общения.
- Тема 25. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.
- Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.
- II. Рассадка и ведение переговоров.
- Тема 26. Этикет в деятельности современного делового человека.
- Этикет в деятельности современного делового человека.
- Тема 27. Этикет и культура поведения делового человека.
- Этикет и культура поведения делового человека.
- Правила этикета
- Правила вербального этикета
- Правила общения по телефону