logo search
гос

49. Охарактеризуйте психодиагностику как науку. Раскройте этапы психодиагностического процесса, понятие психологического диагноза.

Термин «диагностика» образован от греческих корней «диа» и «гозис», что обозначает «способный распознавать». Термин был заимствован из медицины. В настоящее время в психол. науке отсутствует единая точка зрения на сущность психологической диагностики. Разнообразие мнений объясняется недостаточно полно раскрытыми теоретическими и практическими возможностями этой дисциплины, а также многоаспектностью содержания профессиональной деятельности психолога.

Предмет: принципы диагностирования и заключния, методы и методики психодиагностики.

Объект: наделенные психикой конкретные люди.

Л.Ф. Гуревич. Психодиагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

Психодиагностика – теория и практика выявления и измерения психологических особенностей людей. Она связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека.

Л.Ф. Бурлачук. Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностику понимают как науку и как практическую деятельность.

Психодиагностика как научная дисциплина – отрасль научного знания, изучающая природу психологических явлений и возможность их научной оценки; соответствие применяемых психодиагностических средств принятым методологическим критериям, изучающая основания достоверности результатов практической диагностики. Основным методом психодиагностики как науки является дифференциально-диагностическое исследование. Результатом в данном направлении считается разработка и внедрение в практику психодиагностических методик.

Психодиагностика как практическая деятельность – система методов и процедур, включающая непосредственное выявление и оценку психологических особенностей личности и группы, а также определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психодиагносту.

Структура:

А) общая теория психологических измерений,

Б) частные теории и методики измерения свойств и поведения личности,

В) теории и методики оценивания.

Психодиагностика делится на научно-исследовательскую и научно-практическую. Психолог-исследователь ориентирован на обнаружение неизвестных закономерностей, психолог-практик ориентирован на поиск известных закономерностей в неизвестных обследуемых.

Психодиагностический процесс – процесс переработки диагностической информации, ведущий к принятию решения – диагнозу и прогнозу.

Этапы психодиагностического процесса по Бурлачук:

  1. Подготовительный период: ознакомление с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д.) об обследуемом, в ходе которого формируется исследовательская задача. Подготовка к тестированию должна исключить возникновение непредвиденных обстоятельств и обеспечить единообразие процедуры. Важнейшая обязанность разработчика теста — полное и ясное описание всех этапов процедуры тестирования.

  2. Этап сбора данных

  3. Этап переработки и интерпретации

  4. Этап принятия решения

Этапы психодиагностического процесса по Каминскому:

Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре:

  1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).

  2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

  3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.

  4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).

  5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

  6. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования.