4.2. Способы предупреждения производственных конфликтов
Конфликты на работе – дело обычное, и, наверное, нет человека, который бы ни разу не поссорился с коллегой или не получил бы выволочку «сверху». В итоге - настроение испорчено, работа не сделана, все обижены. Как себя вести в таких случаях? Как от них избавиться?
Большую роль в возникновении может сыграть (либо не сыграть) начальство. Прежде всего на нем лежит ответственность по возникновению противоречий в коллективе. Для того чтобы предупредить возникновение конфликтов, руководитель должен иметь представление о причинах и способах управления конфликтными ситуациями.
В основе появления противоречий в коллективе могут лежать объективные и субъективные факторы.
-
Объективные связаны с условиями работы, финансовым положением, уровнем квалификации сотрудников.
-
Субъективные связаны с различиями в целях и способах их достижения, несовместимостью характеров и поведения сотрудников, разными взглядами на ситуацию.
Одна из основных задач руководителя - создание организационных условий, предупреждающих возникновение конфликтов. Например, двое равных по статусу коллег могут спорить из-за недостаточно четкого распределения обязанностей. Такая ситуация возникает, когда двое выполняют сходные или пересекающиеся функции, и не все сотрудники четко понимают, кто чем должен заниматься. Очень важно в должностных инструкциях разграничить обязанности персонала, чтобы исключить дублирование.
Обычно конфликт возникает следующим образом: люди молчат, долго копят «негатив», будучи вынужденными делать то, с чем не согласны. И в определенной критической точке могут просто «взорваться», вызвав конфликт. Как правило, достаточно «вспышки» даже одного человека, чтобы цепная реакция пошла по всему коллективу.
Но скандалы - это уже видимые проявления давно существующего скрытого конфликта.
В основе почти любого профессионального конфликта лежит проблема «трудных сотрудников». Нередко именно они и становятся эпицентром противостояния в компании – скрытого или явного. «Трудные люди используют свое поведение главным образом потому, что оно приносит им какую-то выгоду. Например, таким способом они получают контроль над ситуацией. В большинстве случаев трудные люди обнаруживают неспособность преодолеть разницу точек зрения и действуют по схеме «проиграть/победить» в рамках коллектива».
Обычно конфликты, возникающие в компаниях, относятся к одному из двух типов:
-
Конфликт по обстоятельствам
-
Личный конфликт
Конфликт по обстоятельствам может быть снят при устранении объективных факторов. Например, сотрудник не может закончить отчет, пока его коллега не предоставит ему необходимые данные. Он уверен, что последний откладывает выполнение своей работы до последней минуты, заставляя его таким образом работать в условиях цейтнота. Возникает непонимание. По мере его усиления эффективность работы постоянно уменьшается. Обоим сотрудникам это не нравится, но они не знают, как решить эту проблему. Здесь необходимо, чтобы руководитель проявил внимание к сотрудникам и инициировал двусторонний диалог.
Совершенно другая ситуация складывается, если в основе конфликта лежат отношения. В этом случае нет возможности механически снять обстоятельство, вокруг которого произошло столкновение интересов, и необходима длительная и методичная работа.
Нередко руководители подразделений поддаются искушению игнорировать конфликты во вверенной им команде, надеясь, что проблема с течением времени исчезнет сама собой. На самом же деле это ловушка. Искусственно табуируемый конфликт приобретает скрытый характер. В этом случае его спутниками становятся постоянные интриги, а ситуация может выйти из-под контроля в самый неподходящий момент. Здесь директору важно выслушать все стороны конфликта, даже если одной из них является лицо, равное ему по статусу.
Можно выделить три условия, при которых обычно развивается конфликт:
-
Нерациональное распределение сфер ответственности.
-
Ограниченность ресурсов – финансы, время, пространство, материалы, оборудование и др. Соперничество за ресурсы может привести в перспективе к противостоянию между сотрудниками и даже между целыми отделами компании
-
Несоответствие интересов – сотрудники могут бороться за осуществление своих индивидуальных планов и упускать из виду задачи компании. Если же таких сотрудников несколько и их интересы сталкиваются друг с другом, последствия могут быть непредсказуемы
Перечисленные условия, однако, являются не более чем благодатной почвой для конфликта, и их нельзя путать с настоящими причинами. Ограниченные ресурсы могут стать основанием для столкновения, но причина всех конфликтов все равно остается в людях. То есть «трудные сотрудники» будут нормально работать и взаимодействовать с коллективом, пока не вступят в силу какие-нибудь внешние факторы – например, необходимость закончить в сжатые сроки работу, зависящую от нескольких человек. Иногда конфликт бывает вызван несовместимостью характеров.
Нередко приходится наблюдать трудоголиков, которые привыкли работать на пределе возможностей и не желают учитывать способности своих коллег. Такие люди на первый взгляд кажутся очень привлекательными для работодателя, но они могут разрушить коллектив, если менеджер не заметит проблему несовместимости вовремя. «Трудные сотрудники» обладают способностью существенно осложнять жизнь компании. Они могут как разобщить команду, так и сплотить ее, настроив против себя.
(Около трети сотрудников увольняются из-за отношений в коллективе).
Большинство людей испытывают страх перед конфликтами и стараются их избежать всеми средствами. На самом же деле, конфликт, развивающийся в конструктивном русле, может сопутствовать и даже стать причиной эффективной работы. Также стоит помнить, что неразрешимых конфликтов не бывает.
Вероятность возникновения противостояния зависит и оттого, насколько тесно взаимодействуют сотрудники при выполнении служебных обязанностей. Необходимость участия каждого работника в деятельности организации требует от руководителей более развитых навыков улаживания спорных ситуаций.
Основными составляющими конфликта являются:
-
Вовлеченность двух или более лиц
-
Несовместимость идей, действий, ожиданий и целей разных сотрудников
-
Убеждение каждого участника в том, что его мнение является единственно верным
«Конфликт может случиться в любом месте, где люди не безразличны к тому, чем они занимаются. – Чем эмоциональнее ваши сотрудники и чем серьезнее они относятся к работе, тем больше вероятность появления такой ситуации». Действительно, полное отсутствие каких бы то ни было разногласий в коллективе либо говорит о том, что все сотрудники демонстрируют стопроцентное единомыслие в отношении работы (как правило, такое возможно в давно устоявшихся коллективах профессионалов, знающих друг друга долгие годы), либо – о полном равнодушии к работе (что бывает гораздо чаще).
Признаки скрытого конфликта: люди без видимой причины ходят мрачные, появляются слухи и сплетни, подчиненные часто болеют (простейший способ выхода из неприятной ситуации - «уход в болезнь»).
Руководитель, заметивший эти признаки, не должен вызывать кого-либо «на ковер», так как очень рискует не узнать ничего. Здесь лучше бы самому «сходить в народ». А если и так не получается, значит, в свое время он не заслужил доверия людей. Здесь может помочь менеджер по персоналу, специалист-конфликтолог или просто человек, которому коллектив доверяет и делегирует его к начальству: сходи-ка ты, мол, и объясни, что у нас проблемы. Если такого нет, конфликт примет закрытую форму, и справиться с ним будет очень сложно.
- Введение
- Тема 1 конфликты: общие характеристики
- 1.1. Определение конфликта
- 1.2. Виды конфликтов
- 1.3. Социальные конфликты
- Субъекты и участники конфликта
- Объект конфликта
- Основные виды социальных конфликтов
- Классификация конфликтов
- 1.4. Основные стадии развития конфликта
- 1.5. Межличностные конфликты
- 1.5.1. Определение и факторы возникновения межличностного конфликта
- 1.5.2. Стили поведения субъектов в ситуации конфликта
- 1.6. Внутриличностные конфликты
- Осознанные внутренние конфликты
- Неосознанные внутренние конфликты
- Тема 2 конфликты в медицине
- 2.1. Уровни конфликтов в медицине
- 2.2. Противоречия, из-за которых возникают конфликты в системе здравоохранения
- 2.3. Конфликты в системе врач – больной
- 2.4. Причины и условия возникновения конфликтов в медицине
- 2.5. Стороны и предмет конфликта в медицине
- Тема 3 технологии разрешения конфликтов.
- 3.1. Методы разрешения межличностных конфликтов
- 3.2. Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
- 1. Выверенная кадровая политика
- 2. Высокий авторитет руководителя
- 3. Наличие в коллективе высокой организационной культуры
- 4. Престиж деятельности и организации
- 5. Благоприятный психологический климат
- 3.3. Переговоры – основа разрешения разногласий и конфликтов
- 3.4. Стадии переговоров
- 3.5. Стратегии и типы переговоров
- Тема 4 разрешение производственных конфликтов
- 4.1. Возможности разрешения
- Производственных конфликтов
- 4.2. Способы предупреждения производственных конфликтов
- 4.3. Технологии предупреждения конфликтов сотрудников
- 4.4. Технологии нормализации взаимоотношений
- 4.5. Избегание конфликтов на работе
- 4.6. Установление отношений с коллегами по работе
- 4.7. Сплетни на работе и их влияние на производственный микроклимат
- Тема 5 Агрессия и конфликты
- 5.1. Определение и виды агрессии
- 5.1.1. Агрессия: определение
- 1. Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению.
- 5.1.2. Структурные компоненты агрессии
- 5.1.3. Типология агрессии и агрессивности
- Категории агрессии по Бассу
- 5.1.4. Факторы, детерминирующие агрессию
- 5.2. Основные теории агрессии
- Психоаналитический подход з. Фрейда
- Эволюционный подход к. Лоренца
- Фрустрационная теория агрессии (д. Доллард, н. Миллер)
- Поведенческий подход к агрессии (а. Басс, а. Бандура)
- Теория социального научения а. Бандуры
- Когнитивный подход к агрессии л. Берковица
- Теория переноса возбуждения д.Зильманна
- 5.3. Становление агрессивного поведения в детском возрасте
- Семья как реальный пример агрессивного поведения.
- 1. Факторы, определяющие агрессивное поведение ребенка в семье.
- 2. Физическое наказание как средство воспитания.
- Взаимодействие со сверстниками как источник агрессивного поведения
- Сми как символический пример агрессивного поведения
- 5.4. Методы исследования агрессии
- 5.5. Определение и типология аутоагрессии
- 5.6. Методы профилактики агрессии
- 6.1.2. Суицидальное поведение: основные теории
- Зигмунд Фрейд
- Карл Меннингер
- Альфред Адлер
- Карл Юнг
- Джеймс Хиллмен
- Герри Стек Салливен
- Карен Хорни
- Эмиль Дюркгейм
- Норман Фейбероу
- Эдвин Шнейдман
- 6.2. Этапы формирования суицидального поведения
- 6.3. Виды суицидального поведения
- 6.4. Пресуицидальный и постсуицидальный периоды
- 6.4.1. Предсуицидальный период
- 6.4.2. Постсуицидальный период
- 1. Критический.
- 2. Манипулятивный.
- 3. Аналитический.
- 4. Суицидально-фиксированный тип постсуицидального периода.
- 6.5. Аутодеструктивное поведение
- 6.6. Методы профилактики суицидального поведения. Оценка риска самоубийства.
- Признаки повышенного риска самоубийства:
- Антисуицидальные факторы:
- Предотвращение самоубийств
- Правовые и моральные вопросы
- Прогноз суицидального поведения психически больных
- Меры профилактики суицидального поведения в амбулаторных условиях
- Лабораторное занятие №1
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению к. Томаса
- Текст опросника к.Н.Томаса (адаптация н.В.Гришиной).
- Методика диагностики межличностных отношений т. Лири
- Текст опросника т. Лири
- Регистрационный бланк теста т. Лири
- Какой я есть
- Регистрационный бланк теста т. Лири
- Каким я хочу быть
- Лабораторное занятие №2
- Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки
- Текст опросника Басса-Дарки
- Регистрационный бланк опросника Басса-Дарки Фамилия, и.О. ______________________________________
- Возраст _____
- Ключ опросника Басса-Дарки
- Тест «Несуществующее животное»
- Лабораторное занятие №3
- Основная литература