logo search
псих и пед (пособие)

5. Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется по двум основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Исследования показали, что в ежедневном акте общения человека слова составляют 7%. Звуки и интонация 38%, неречевое взаимодействие 53%. Чтобы быть понятным, мало иметь хорошую дикцию, нужно ясно осознавать, что сказать. Необходимо выбирать такие слова, чтобы мысль была верно понята. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонация, паузы, поза, смех и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую средства вербальной коммуникации.

Основную роль в “экспрессивном репертуаре” играет выражение лица. В беседе лицо является своеобразной “визитной карточкой”. Доброжелательное выражение лица способствует установлению контакта между собеседниками. Нужно контролировать выражение лица, чтобы оно соответствовало смысловой стороне излагаемой или воспринимаемой информации.

Для оценки атмосферы делового общения важно учитывать и частоту обмена взглядами. Стремление избежать “контакта глаз” или отведение взгляда от собеседника свидетельствует о возникновении коммуникативных барьеров. Несоответствие между характеристиками взгляда и других коммуникативных средств (например, сочетание недоброжелательного взгляда с речевым высказыванием о радости общения с партнером) показывает неискренность собеседника.

Также не менее важны жесты: они показывают собеседника о настроении, внутренних колебаниях.

На выбор жестов в деловом общении большое влияние оказывают должностное положение, возраст, пол. Неуместное применение жестов может вызвать отрицательную реакцию собеседника.

К невербальным средствам общения относят и пространственную организацию коммуникации, важным компонентом которой является расстояние между собеседниками.

Чтобы добиться гармоничности в использовании экспрессивных средств общения, нужно учитывать, что они проявляются и воспринимаются комплексно. Все без исключения средства важны в ходе беседы, поэтому нельзя упускать из виду хотя бы один из средств. Противоречия в использовании различных средств в общении приводят к дезорганизации внимания собеседника, и впоследствии возникает недоверие к руководителю и к тому, что он говорит.

Таким образом, можно составить своеобразный портрет руководителя, включающий предпочтительные выразительные средства:

-доброжелательное, внимательное выражение лица;

-периодический и как можно более продолжительный контакт глаз;

-сдержанные неинтенсивные жесты;

-открытая поза, корпус наклонен к собеседнику;

-спокойный голос, интонационное выделение наиболее важных мыслей, структурных элементов, этапов беседы.

Быть хорошим руководителем – это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными.

На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики:

-демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;

-его доступность, внимательность;

-умение создать товарищескую атмосферу доверия;

-вежливость и корректность в обращении;

-точность и ответственное отношение к данному слову.

Культура речи среди правил приличия, имеющих наибольшее практическое значение, играет особую роль. Она предполагает лингвистические умения и навыки, умение подобрать для выражения своих мыслей правильные и нужные слова и построить из них фразы, использование словесных формул вежливости (благодарю, извините и т.д.), оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, текстов, мимики, стилистическую и орфоэпическую грамотность, богатый лексикон.

Для того, чтобы научиться хорошо говорить, необходимо научиться ясно мыслить, а для этого необходимо быть эрудированным, образованным.

Общим критерием межличностных отношений на виды выступает привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности-непривлекательности относятся симпатии/антипатии.

Симпатия/антипатия представляет собой переживаемое удовлетворение-неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим человеком.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют ‹‹социальным интеллектом››, ‹‹коммуникабельностью».