logo search
Лютова Е

11.Упражнение «Эффективное взаимодействие»

1 этап. Вербальный вариант

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию, не зная других способов выражения своих чувств. Задача взрослого — научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью в группе (в кругу) можно обсудить наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Можно разыграть ситуацию по ролям в кругу или в парах. Такие упражнения помогут ребенку расширить поведенческий репертуар.

Содержание. Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы. уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет.

Затем участники меняются ролями.

2 этап. Невербальный вариант.

Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.

Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы «Когда было легче просить предмет?» «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?»... Так, многие участники начинают говорить о своих проблемах, о том, что стиль взаимодействия с детьми, оказывается, не предусматривает такого эффективного способа влияния, как просьба. Некоторые ученики осознают, что не умеют отказывать другим и при этом часто попадают в неприятны ситуации. Далее все участники обсуждают возможности использования данного упражнения повседневной практике. Тренер рекомендует проводить упражнение в группе детского сада или в классе неоднократно, с обязательным последующим обсуждением.