Классификация групп.
Поскольку понятие группы охватывает различные аспекты человеческой деятельности, виды групп дифференцируются по различным логическим основаниям.
Все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить, прежде всего, на первичные и вторичные группы, как это сделал в начале прошлого века американский психолог Ч. Кули. Итак, рассмотрим следующую классификацию:
1. В связи с процессами социализации личности в онтогенезе и последовательностью выбора человеком конкретных групповых контактов различают первичные и вторичные группы.
Первичные (контактные) группы — это те объединения, в которые люди включаются на первых этапах социализации (семья, племя, класс), взаимодействие в которых осуществляется, как говорится, «лицом к лицу», а их члены объединены эмоциональной близостью. Это, как правило, группы, которые не выбирают, и в них индивид включается стихийно.
И если Ч. Кули в качестве первичной группы называл семью, потому что это первая для любого человека группа, в которую он попадает, то позднее психологи стали называть первичными группами все те, которые характеризуются межличностным взаимодействием и солидарностью.
В качестве примеров подобных групп можно назвать также компанию друзей или узкий круг коллег по работе. Принадлежность к тем или иным первичным группам сама по себе является ценностью для ее членов и не преследует никаких других целей.
Вторичные (контактные) группы — это сообщества, в которые индивид включается на более поздних этапах своего развития, получив предшествующим воспитанием возможность произвольного выбора своей дальнейшей деятельности, реализации своих жизненных целей (выбор вуза, профессии, политической партии, научной школы и т. п.). Такие группы противоположны по своей сути первичным, так как характеризуются безличным взаимодействием на членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями.
Именно контакты и влияния, полученные в первичных группах, в значительной мере определяют выбор личностью вторичных групп, которые будут способствовать развитию человека в желаемом им направлении. Значимость членов вторичных групп друг для друга определяется не на основе их индивидуальных свойств, а вследствие умений выполнять определенные функции. Люди объединяются во вторичные группы прежде всего стремлением к получению каких-либо экономических, политических или иных выгод. Примерами таких групп являются производственная организация, профсоюз, политическая партия. Правда, иной раз случается так, что личность находит во вторичной группе именно то, чем она была обделена в первичной группе.
На основе своих наблюдений американский психолог С. Верба заключает, что обращение личности к активному участию в деятельности какой-либо политической партии может быть своеобразным «ответом» личности на ослабление привязанности между членами своей семьи. При этом силы, побуждающие индивида к такому участию, являются не столько политическими, сколько психологическими.
2. По характеру контактов выделяются реальные (контактные) и условные группы.
Реальные группы характеризуются наличием непосредственных контактов в совместной деятельности, группа студентов, футбольная команда, коллектив вузовской кафедры, воинское подразделение. Большие Реальные группы подразделяются на несколько контактных групп (по 5 — 7 человек), в которых складываются наиболее плотные личные взаимодействия.
Условные группы — это объединения людей по какому-то общему условному признаку, не предусматривающее реальных контактов между ее членами пример, по профессиональному (инженеры, юристы), возрастному (подростки и юноши), по национальному, половому и иному признаку. Люди, включаемые исследователями в эти группы, не имеют никаких прямых контактов и могут никогда не встречаться, ничего не знать конкретно друг о друге. Они взаимодействуют с другими людьми в присущих им реальных группах, и именно по характеру имеющихся контактов они включаются в определенного вида условные группы.
3. В соответствии с общественным статусом выделяют группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
В основу такого деления кладется характер структуры группы. Под структурой группы имеется в виду существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами. Порой характер отношений между членами группы определяется решениями другой группы или какого-то лица извне.
Формальная группа формируется по воле других социальных вышестоящих групп (организаций) в соответствии с потребностями общества, задачами организации труда, подготовки кадров и т. п.
Признаками формальной группы являются:
юридически фиксированный статус (например, приказ министерства об организации вуза);
нормативно закрепленная структура и предписанный алгоритм деятельности (например, приказ ректора о принятии абитуриентов в вуз, распределении студентов по учебным группам, утвержденное учебное расписание и т.п.), распределение должностей, их обязанностей, окладов и т.д.;
3) наличие назначенного сверху или избранного руководителя, обладающего правовой властью (контроль, отчетность, поощрения, наказания и т. п.).
В формальных группах, предназначенных для решения производственных задач, преобладают деловые отношения между сотрудниками и руководителями. В соответствии с регламентацией члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным им образом.
Если взять, например, производственную бригаду, о характер взаимодействия в ней обусловлен как особенностями технологического процесса, так и административно-правовыми предписаниями. Это зафиксировано в официальных инструкциях, приказах и других нормативных актах.
Формальная структура создается для того, чтобы обеспечить выполнение определенных официальных задач. Если из нее выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой — такой же специальности и квалификации. Связи, составляющие формальную структуру, безличны.
Неформальная группа сверху никем не организовывается, а возникает спонтанно, на основе появляющихся между людьми симпатий и антипатий, сходных интересов, дружбы, взаимопомощи и т. д.
Неформальные группы могут складываться как внутри формальных групп (на основе общей профессиональной направленности), так и выступать как изолированные сообщества вне совместной профессиональной направленности (на основе общих интересов — спортивных, игровых, дружеских).
Признаками неформальной группы являются:
внутренние психологические стимулы их формирования на основе межличностных отношений;
отсутствие официальных нормативных предписаний, алгоритмов деятельности, распоряжений о распределении ролей;
наличие лидера, т. е. лица, выбираемого самой группой на основе его высокой компетентности в соответствующем виде деятельности и личностной привлекательности для всех членов группы.
Таким образом, если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная, наоборот, — внутренними. Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной.
Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности — в общении, объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении и т.д.
Неформальные связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того, как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образуются неформальные группы, например, компания друзей или единомышленников. В таких группах люди совместно проводят время, играют, устраивают вечеринки, занимаются спортом, рыбной ловлей, охотой и т.д.
Возникновению неформальных групп может способствовать пространственная близость индивидов. Так подростки, живущие в одном дворе или близлежащих домах, могут составить неформальную группу, потому что имеют общие интересы и проблемы.
Принадлежность индивидов к одним и тем же формальным группам облегчает неформальные контакты между ними и также способствует образованию неформальных групп. Рабочие, выполняющие одни и те же операции в одном и том же цехе, чувствуют психологическую близость, потому что имеют много общего. Это приводит к зарождению солидарности и соответствующих неформальных взаимосвязей.
4. По количественному признаку выделяют малые и большие группы.
Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
В социальной психологии на настоящий момент не существует единой точки зрения относительно того, какую по численности группу можно считать малой. «Немногочисленность» малой группы понимается различным образом.
Большинство исследователей, говоря о численности малой группы, начинают с диады — соединения двух лиц. Иную точку зрения высказывает польский социолог Я. Шепаньский, который полагает, что группа включает в себя не менее трех лиц. Не вдаваясь в дискуссию, отметим, что диада действительно представляет собой специфическое человеческое образование.
С одной стороны, межличностные связи в диаде могут отличаться большой прочностью. Возьмем, например, влюбленных, друзей. По сравнению с другими группами принадлежность к диаде вызывает гораздо более высокую степень удовлетворенности ее членов. С другой стороны, диаде как группе свойственна и особая хрупкость. Большинство групп продолжает существовать, если лишается одного из своих членов, диада в этом случае — распадается.
Взаимоотношения в триаде — группе из трех человек — также отличаются своей специфичностью. Каждый из членов - триады может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или, наоборот, стремиться к ее разъединению. Экспериментально обнаружено, что в триаде проявляется тенденция к объединению двух членов группы против третьего. Получается, как в поговорке: «Третий — лишний». По мнению некоторых ученых и исследователей, малые группы состоят из небольшого числа лиц (от двух до десяти), имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые обычно, проявляют удовлетворенность своим взаимодействием. Это взаимодействие, в свою очередь, осуществляется на основе сравнительно частых непосредственных («лицом к лицу») контактов.
Нередко термины «малая группа» и «первичная группа» используются в одном и том же смысле. Однако различие между ними есть.
Основой использования термина «малая группа» является ее численность. Первичная группа характеризуется особенно высокой степенью групповой принадлежности, чувством товарищества. Это всегда характерно для малой группы. Таким образом, можно сказать, что все первичные группы являются малыми, но не все малые группы являются первичными.
В целом, наиболее распространен подход, согласно которому минимальный объем малой группы равен рем, а максимальный определяется тем количеством людей, которые могут быть объединены в единой совместной деятельности (например, 12 человек в групповой психотерапии или 35 человек, составляющих школьный класс). Более подробно структура малой группы была рассмотрена нами в предыдущей главе нашего учебника.
К большим по численности группам относятся одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности типа толпы публики, аудитории, а с другой стороны — длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования, такие как этнические, профессиональные или социальные группы.
Анализ больших групп, особенно второго типа, является необходимым условием для понимания смысла и закономерности многих социальных процессов. Кроме того, именно под влиянием тех или иных больших групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп. Таким образом, большие группы опосредовано, через малые социальные образования, оказывают решающее влияние на формирование микросоциума и самой личности.
Однако эта область социальной психологии в настоящее время является весьма слабо разработанной; особенно по сравнению с психологией малых групп, являющейся традиционным предметом исследования многих направлений и школ в социальной психологии. Большая группа — это крупное социальное объединение, включающее до 100 человек и более. Большая группа может быть:
большой условной общностью людей, объединяемых на основе социальных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, профессии, национальности и т. п.);
реальной, значительной по размерам и сложно организованной общностью людей, включенных в совместную целенаправленную деятельность (коллектив предприятия, учреждения, школы, вуза и т. п.).
В больших социальных группах существуют специфические регуляторы поведения, которые слабо выражены либо вообще отсутствуют в малых группах, нравы, обычаи, религия и т.д. Их существование обусловлено наличием специфической общественно-исторической практики, с которой связана данная группа, а также относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики, обуславливающие образ жизни данной группы.
Важную роль в существовании больших социальных групп играют религиозные верования (религиозные общества), а также язык (этнические группы). В качестве заменителя языка для некоторых возрастных (молодежных) и сословных групп, а также асоциальных групп выступает жаргон, служащий для общения только внутри этой группы.
Большие группы складываются из систем малых групп и ассоциативных объединений, связанных между собой определенными отношениями. Поэтому вырабатывающиеся в больших группах определенные:
групповые нормы поведения;
общественные и культурные ценностные ориентации;
традиции;
общественные мнения;
■ массовые движения через посредство малых групп доводятся до сознания каждого индивида.
Если в реальной большой группе перестают действовать регулирующие ее жизнь структурные образования и функциональные связи, то она может распасться или превратиться в стихийно действующую общность (толпу).
Между большими и малыми группами наблюдаются определенные иерархические и динамические взаимоотношения.
Большая группа как сложная социальная организация может включать в свой состав множество малых групп, но как целостная система она обладает своей качественной спецификой, проявляющейся в эффективности ее деятельности.
Большая группа есть нечто большее и иное, чем сумма составляющих ее малых групп, так же как каждая малая группа есть качественно более сложное явление, чем сумма входящих в нее людей. И все же специфика каждой большой группы прежде всего детерминирована качеством (например, профессиональным составом) образующих ее малых групп, эффективность деятельности которых зависит от профессиональной компетенции ходящих в ее состав индивидов.
Системы больших групп, взаимодействующих в решении тактических социальных целей, образуют сверх - большие сообщества — сословия, классы, отрасли промышленности, политические движения и т.п., т.е. образуют человеческое общество — макроструктуру, в которую посредством участия в жизни групп включен каждый человек.
В свою очередь, влияние социальной макроструктуры — законов, традиций, культуры — осуществляется на личность каждого человека также через структуру групп.
Таким образом, анализируя иерархические уровни взаимодействия людей, мы в пространственно - временном плане различаем такие явления:
личность (индивид);
малая группа;
большая группа;
общество в целом.
5. По значимости конкретной группы для личности выделяют группы включения (или группы членства) и референтные группы.
Группа включения (группа членства) — это малая контактная группа, в которую включен конкретный индивид и которую он всегда оценивает с точки реализации своих возможностей, своих социальных позиций, уровня притязаний, а также дает ему определенную оценку. Человек может являться членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам.
Референтная (от лат. referre — сообщать) группа — это реальная или условная группа, которую индивид считает для себя эталонной, на нормы и ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Индивид может считать референтной свою группу, в которую он реально включен. Он может считать эталонной какую-либо другую реальную группу, к которой хотел бы принадлежать (например, для спортсмена эталонной группой может служить престижная спортивная команда, для ученого — известная исследовательская лаборатория и т. п.). Референтная группа может быть также и условной, воображаемой (герои книг, исторические личности и т. п.).
Референтная группа может выполнять две основные функции: нормативную и сравнительную.
Нормативная функция референтной группы состоит в том, что она может выступать как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации личности, т.е. влиять на формирование мотивационных установок человека.
Сравнительная функция референтной группы выступает в качестве эталона-образца, с помощью которого индивид может некоторым образом оценить себя и других людей по определенным критериям: уму, таланту, профессиональному мастерству. Эту функцию можно назвать еще перцептивной, так как она влияет на восприятие индивидом себя и окружающих.
Нормативная и сравнительно-перцептивная функции могут быть представлены для индивида как в двух различных, так и в одной и той же группе.
Выделяют также «положительные» референтные группы, к которым индивид желал бы принадлежать в силу присущих ему идеалов, и «отрицательные» референтные группы, вызывающие неприятие у индивида (отрицательный образец). Поэтому конформность по отношению к одной референтной группе может сочетаться с негативизмом по отношению к другой.
У каждого человека (взрослого или подростка) обычно одновременно имеется несколько референтных групп в соответствии с присущим ему разнообразием интересов и видов деятельности (семья, учебная группа, спортивный клуб, музыкальный ансамбль).
Мы иногда сталкиваемся с учащимися, которые равнодушны к учению, ко всему окружающему, к воспитателям и авторитетам вообще. Но все это обычно связано с тем, что мы не смогли выявить их подлинную референтную группу, по отношению к которой они ведут себя совсем иначе, чем в учебной группе, которую они не воспринимают в качестве референтной.
Наличие у одной личности нескольких референтных групп может стать для нее источником конфликтных ситуаций, особенно в тех случаях, когда эти группы имеют разнонаправленные ценностные ориентации. Это может стать источником внутриличностных конфликтов, негативных эмоциональных переживаний и срывов, требующих практической помощи психолога и психотерапевта.
6. По уровню организации различают группы низкого и высокого уровня развития.
К группам низкого уровня развития относят ассоциации, корпорации, диффузные группы.
Ассоциация (от лат. assotiatio — соединение) как социально-психологическое явление, означающее группу, в которой отсутствует объединяющая ее продуктивная деятельность, четкая организация и управление, а ценностные ориентации не осознанны, неустойчивы, ситуативны, межличностные отношения проявляются только в условиях непосредственного группового общения. Такие объединения склонны к текучести, неустойчивости.
В зависимости от социальной значимости факторов, которые опосредуют образование таких объединений, выделяют просоциальные объединения (ассоциации) и асоциальные объединения.
Просоциальными объединениями называют такие, в которые из внешней социальной среды привнесены позитивные нравственные ценности. Если эти ценности упрочиваются в процессе совместной трудовой деятельности, решения общественно значимых задач, соответствующей организацией и управлением, то они могут развиваться в сторону образования коллектива.
Ассоциации, в которых социальные ориентации имеют негативный характер, образуют асоциальные объединения (например, некоторые неформальные молодежные группы). Они иногда приобретают явно антиобщественный характер (преступные группы). В условиях антиобщественно направленной организации и руководства они легко могут превратиться в корпорации.
Корпорация (от лат. corporatio — объединение) — это группа, которая характеризуется замкнутостью, авторитарностью управления, противопоставляет себя другим социальным общностям на основе своих узколичностных, корыстных интересов. Межличностные отношения здесь характеризуются асоциальными ценностными ориентациями.
Управление корпорацией осуществляется ее лидерами силовыми методами за счет подавления личности других членов сообщества, например в воровской шайке, в религиозных сектах, в мафиозных структурах.
Диффузная группа (от лат. diffusio — различие, рассеивание) — это совокупность людей, в которой отсутствует сплоченность на основе общих ценностных ориентации и совместной продуктивной деятельности. Такие группы возникают как случайные ситуативные объединения людей: зрители в театре, очередь, пассажиры автобуса и т.п.
Аналогом такой группы можно считать случайно подобранных лиц для проведения лабораторного социально-психологического эксперимента, что характерно для многих зарубежных исследователей малых групп. Некоторые ученые (А.В. Петровский и др.) справедливо считают, что полученные в таких экспериментах данные не всегда могут быть справедливы для малых групп, объединенных общей мотивацией в условиях продуктивной деятельности, в частности — для коллектива [406].
К группам высокого уровня развития относят:
а) контактные группы с положительной социальной ориентацией, сплоченностью, общими ценностными ориентациями.
К таким группам можно отнести всякую группу, включенную в созидательную общественно полезную деятельность и обладающую четкой внутренней структурой (учебная группа, научная лаборатория, отдел учреждения и др.);
б) контактные группы высшего уровня организации — коллективы (от лат. collectivus — собирательный). Понятие «коллектив» в полной мере применимо к тем малым контактным группам, которые характеризуются, наряду с общностью общественно-значимых целей ее членов, также и высоким уровнем организованности, сплоченности, психологической совместимости. В отличие от обычных малых групп для коллектива характерны следующие признаки:
стоящая перед группой социально значимая цель осознана и принята всеми членами группы, вкладывающими максимум своих способностей в ее достижение и обеспечивающими тем самым оптимальную эффективность деятельности;
в коллективе должны присутствовать наиболее ценные типы межличностных отношений между сотрудниками: доверие, взаимопомощь, взаимопонимание, сплоченность и другие качества, обеспечивающие положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость группы;
коллектив возглавляет руководитель — лицо, совмещающее в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала, уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы.
Все приведенные нами критерии для выделения (классификации) видов групп как сложных социальных сообществ должны приниматься во внимание при характеристике конкретных групп. Например, учебная студенческая группа может быть одновременно охарактеризована как малая, реальная, контактная, формальная, высокоорганизованная (коллектив) и т. д. Полная и всесторонняя оценка каждой группы требует комплексного подхода.
- 2008 Г.
- Тема 2. Предмет, проблематика и методы психологических исследований.
- Предмет и задачи психологии и этики делового общения.
- Методы психологии.
- Тема 3. Место психологии в системе наук. Смежные отрасли знаний.
- Современная психология и её место в системе наук.
- Современная психология: ее задачи и место в системе наук.
- Раздел II. Организация как ведущая сфера деловых отношений. Власть и лидерство.
- Тема 4. Организация и её основные характеристики и процессы. Организационные цели.
- Основные характеристики организации.
- Организация как открытая система
- Организационные цели
- Тема 5. Власть, её виды, основания и механизмы.
- Тема 6. Власть и лидерство.
- Раздел III. Психология организационного общения.
- Тема 7. Общение и его роль в деловых отношениях.
- Понятие об общении
- Общение как обмен информацией
- Психологические особенности делового общения.
- Тема 8. Функции и виды межличностного общения.
- Межличностные и межгрупповые отношения.
- Сущность общения: его функции, формы, стороны, виды, барьеры.
- Тема 9. Коммуникативный акт и его структура.
- Коммуникативная функция общения.
- Тема 10. Механизмы и приёмы эффективного делового общения. Коммуникативная компетентность. Типичные трудности и ошибки в деловом общении.
- Психология общения.
- Типичные трудности и техники межличностного общения.
- «Малый» разговор
- Искусство задавать вопросы
- Методы активного слушания
- Раздел IV. Психология взамоотношений в группе.
- Тема 11. Группа и индивид. Группа и организация. Природа и виды групп.
- Группа и ее структурная организация.
- Классификация групп.
- Тема 12. Групповые процессы. Стадии формирования группы.
- Стадии развития группы.
- Групповые процессы
- Тема 13. Структурные характеристики группы: статус, роли, нормы, санкции.
- Структура группы.
- Групповые нормы
- Групповые санкции
- Тема 14. Психологическая совместимость в группе. Групповой подход к принятию решений.
- Общение как понимание людьми друг друга
- Обратная связь в общении.
- Тренинг общения.
- Групповая сплоченность и совместимость.
- Раздел V. Личность как субъект деловых отношений.
- Тема 15. Индивид. Индивидуальность. Личность.
- Что такое «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?
- Как происходит формирование и развитие личности?
- Тема 16. Структура личности и основные индивидуальные переменные: темперамент, характер, способности, знания и умения, опыт.
- Биологический фундамент личности.
- Индивидуальные особенности личности.
- Что такое «способности» и какова их структура?
- Тема 17. Социальные установки и ценности. Оценка и самооценка личности.
- Социальная установка
- Тема 18. Психические познавательные процессы.
- Познавательные процессы. Внимание
- Ощущения. Понятие об ощущении.
- Восприятие. Характеристика восприятия и его особенностей.
- Память. Общее понятие о памяти.
- Виды памяти.
- Мышление. Общая характеристика мышления.
- Воображение. Понятие о воображении, его основных видах и процессах.
- Тема 19. Эмоционально-волевая сфера человека.
- Эмоциональная и волевая сферы личности.
- Раздел VI. Психология труда. Стресс.
- Тема 20. Профессиональная пригодность и работоспособность.
- Психологический отбор персонала и современное понимание профессиональной пригодности.
- Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний. Основные понятия.
- Динамика работоспособности человека в труде. Виды функциональных состояний.
- Профессиональный стресс.
- Тема 21. Стресс, дистресс и психическое здоровье. Общий адаптационный синдром.
- Стресс и его особенности.
- Что такое «адаптация» и каковы ее механизмы?
- Раздел VII. Мотивация. Психология конфликта.
- Тема 22. Мотивация. Сущность, структура,
- Что означают понятия: «потребность», «цель», «мотив», «мотивация»?
- Содержательные теории мотивации.
- Процессуальные теории мотивации.
- Тема 23. Конфликт. Сущность, структура и функции.
- Что такое «сплоченность» и «конфликт»?
- Тема 24. Межличностные конфликты и их преодоление.
- Поведение в конфликтах.
- Раздел VIII. Этика делового общения.
- Тема 25. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.
- Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.
- II. Рассадка и ведение переговоров.
- Тема 26. Этикет в деятельности современного делового человека.
- Этикет в деятельности современного делового человека.
- Тема 27. Этикет и культура поведения делового человека.
- Этикет и культура поведения делового человека.
- Правила этикета
- Правила вербального этикета
- Правила общения по телефону