Стресс в профессиональной деятельности
Причины, признаки и последствия профессионального стресса
Можно выделить различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности:
Рабочий стресс, возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места;
Профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности;
Организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации.
Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации.
Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях. Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на основные и ситуативные.
ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач:
эмоциональную истощенность,
деперсонализацию (цинизм) и
редукцию профессиональных достижений.
Шкала психологического стресса МакЛина
| Утверждения |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
1 | Я напряжен и взволнован (взвинчен) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
2 | У меня ком в горле, и (или) я ощущаю сухость во рту | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
3 | Я перегружен работой. Мне совсем не хватает времени | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
4 | Я проглатываю пищу или забываю поесть | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
5 | Я обдумываю свои идеи снова и снова; я меняю свои планы; мои мысли постоянно повторяются | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
6 | Я чувствую себя одиноким, изолированным и непонятым | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
7 | Я страдаю от физического недомогания: болит голова, напряжены мышцы шеи, боли в спине, спазмы в желудке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
8 | Я поглощен мыслями, измучен или обеспокоен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
9 | Меня внезапно бросает то в жар, то в холод | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
10 | Я забываю о встречах или делах, которые должен сделать или решить | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
11 | Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
12 | Я чувствую себя уставшим | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
13 | Я крепко стискиваю зубы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
14 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
15 | Мне тяжело дышать, и (или) у меня внезапно перехватывает дыхание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
16 | Я имею проблемы с пищеварением, кишечником | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
17 | Я взволнован, беспокоен, смущен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
18 | Я легко пугаюсь; шум или шорох заставляют меня вздрагивать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
19 | Мне необходимо более чем полчаса, чтобы уснуть | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
20 | Я сбит с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, я не могу сконцентрировать внимание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
21 | У меня усталый вид; мешки или круги под глазами | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
22 | Я чувствую тяжесть на своих плечах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
23 | Я встревожен. Мне необходимо постоянно двигаться; я не могу устоять на одном месте | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
24 | Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение, жесты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
25 | Я напряжен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Значение баллов:
1- никогда; 2 - крайне редко; 3 - очень редко; 4 - редко; 5 - иногда; 6– часто; 7– очень часто; 8– постоянно.
Чем выше суммарный показатель, тем выше уровень стресса:
Менее 99 баллов – низкий уровень стресса;
100 – 125 баллов – средний уровень;
больше 125 – высокий уровень стресса.
Стрессоустойчивость: П.Б.Зильберман, «... интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. Эмоциональная устойчивость — интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.
Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях.
ЛЕКЦИЯ 9
МАНИПУЛЯЦИЯ В КОММУНИКАЦИИ
Психологические механизмы манипулятивного воздействия
Удержание контакта (при сильной мотивации присоединения).
Психические автоматизмы – стандартные схемы реагирования – обеспечение предсказуемой реакции адресата.
Мотивационное обеспечение. Прямая актуализация – непосредственное «соблазнение»; простое обуславливание (S – R); мотивационное знаковое опосредование – «связывание» путем переоценки ценностей, изменением цены достижения цели, изменением оценки вероятности, приведение к умозаключению…
Психология манипулятивного мастерства на переговорах
В рамках подготовительного периода:
Контекстуальное оформление (организация условий воздействия).
Физические условия – особенности среды (сенсорная палитра – освещение, шум, запах, слышимость, погода) и интерьер.
Культурный фон – язык, традиции, стереотипы восприятия и мышления, предрассудки.
Социальный фон – совокупность переменных общения со стороны групп людей как реальных, так и условных.
Задачи манипуляции: повышение вероятности возникновения у адресата определенных реакций; изменение психического состояния (повышение внушаемости); изолирование; создание условий для тотального воздействия.
Мишень психологического воздействия – те психические структуры, на которые оказывается воздействие:
побудители активности – потребности, интересы, идеалы;
регуляторы активности – установки, нормы, убеждения, самооценка;
информационные структуры (знания о людях, мире, явлениях);
операциональный состав деятельности (стиль поведения, привычки, умения, навыки);
психические состояния (фоновые, эмоциональные, функциональные).
Установление контакта:
сенсорный контакт (особенно – визуальный);
эмоциональный – восприятие эмоций как существенных параметров ситуации; знаковый – адекватно/неадекватно понятый и интерпретированный сенсорный контакт;
операциональный – предполагает понимание смысла работы, выполняемой другим, значения используемых средств, подачу эффективной обратной связи;
личностный контакт – понимание индивидуальных смыслов, вложенных в отношения, поступки;
духовный.
- Конспект курса «психология делового общения»
- Структура общения
- Функции общения (от лат. Functio - исполнение, осуществление) - внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.
- Принципы теории коммуникации
- Психосоциальные и индивидуально – психологические аспекты коммуникации
- Репрезентативные системы
- Модель эго-состояний э. Берна
- Барьеры коммуникации
- Деловое общение и деловой имидж
- Функции имиджа
- Принципы делового общения
- Составляющие индивидуального имиджа
- /Внешний имидж: компания глазами клиентов, конкурентов, партнеров;
- Функции корпоративного имиджа
- Задачи имиджа:
- Профессионализм как имиджевый фактор
- Имидж лидера
- Структура корпоративного имиджа
- Конфликты в деловой коммуникации Определение конфликта в психологии:
- Личностные элементы конфликта. Конфликтная личность
- Структура конфликтоустойчивости:
- Динамика конфликта [а. Анцупов, а. Шипилов]
- Двумерная модель поведения личности в конфликте
- К. Томаса и р. Киллмена
- К. Томас «Стратегии поведения в конфликте»
- I. Физическая агрессия:
- Предупреждение конфликта
- Факторы, способствующие снижению агрессии
- Условия успешного разрешения конфликта
- Деловая беседа. Формат переговоров
- Итоговый документ переговоров
- Фазы ведения деловой беседы
- Эмоции в деловом общении. Стресс и управление стрессом
- Стресс в профессиональной деятельности
- Обман в коммерческих переговорах
- Деловой этикет. Культура делового письма
- Элементы делового этикета:
- Презентация. Техника публичного выступления
- Тактико – технический уровень деловой коммуникации
- Деловая беседа по телефону