Функции общения (от лат. Functio - исполнение, осуществление) - внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.
Выделяют следующие функции:
общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;
представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования, обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.
Так, Б. Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека).
Коммуникация и культура
Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении.
Каждый конкретный акт коммуникации определяется культурными различиями собеседников. В зависимости от специфики культурных различий в межкультурной коммуникации принято различать коллективистский и индивидуалистский виды культуры.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
[ФГОС] Коммуникативная компетентность Умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская Л.А., 1982). В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) (Кабардов).
Термины «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность» встречаются все чаще и нередко употребляются без различения смысла меду ними. Между тем, они существенно различаются между собой.
Коммуникативная компетенция – это демонстрируемая область (области) успешной коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями. При всем разнообразии подходов к изучению структуры коммуникативной компетенции, наиболее общими компонентами являются:
• лингвистический,
• дискурсивный,
• прагматический,
стратегический,
• социокультурный.
Коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетентность объединяет три параметра:
Коммуникативная гибкость
Коммуникативная грамотность
Адекватность социальных репрезентаций
ЛЕКЦИЯ 2.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ [П. Вацлавик]
- Конспект курса «психология делового общения»
- Структура общения
- Функции общения (от лат. Functio - исполнение, осуществление) - внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.
- Принципы теории коммуникации
- Психосоциальные и индивидуально – психологические аспекты коммуникации
- Репрезентативные системы
- Модель эго-состояний э. Берна
- Барьеры коммуникации
- Деловое общение и деловой имидж
- Функции имиджа
- Принципы делового общения
- Составляющие индивидуального имиджа
- /Внешний имидж: компания глазами клиентов, конкурентов, партнеров;
- Функции корпоративного имиджа
- Задачи имиджа:
- Профессионализм как имиджевый фактор
- Имидж лидера
- Структура корпоративного имиджа
- Конфликты в деловой коммуникации Определение конфликта в психологии:
- Личностные элементы конфликта. Конфликтная личность
- Структура конфликтоустойчивости:
- Динамика конфликта [а. Анцупов, а. Шипилов]
- Двумерная модель поведения личности в конфликте
- К. Томаса и р. Киллмена
- К. Томас «Стратегии поведения в конфликте»
- I. Физическая агрессия:
- Предупреждение конфликта
- Факторы, способствующие снижению агрессии
- Условия успешного разрешения конфликта
- Деловая беседа. Формат переговоров
- Итоговый документ переговоров
- Фазы ведения деловой беседы
- Эмоции в деловом общении. Стресс и управление стрессом
- Стресс в профессиональной деятельности
- Обман в коммерческих переговорах
- Деловой этикет. Культура делового письма
- Элементы делового этикета:
- Презентация. Техника публичного выступления
- Тактико – технический уровень деловой коммуникации
- Деловая беседа по телефону