logo
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ_СТУДЕНТЫ

Модель эго-состояний э. Берна

В деловых контактах с разными партнерами мы ведем себя по-разному. Американский психолог Эрик Берн разработал модель эго-состояний, в соответствии с которой каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: Родитель, Взрослый или Ребенок.

Распознавание эго-состояний осуществляется через анализ интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевые клише, присущие конкретному типу ролей.

ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИИ

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения.

Вербальный  (от лат. vеrbalis - словесный, устный)  – в психологии этот  термин служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. В структуру речевого общения входят:

  1. Значение и смысл слов (семантическая компонента), фраз.

2) Выразительные качества голоса (паралингвистическая система):

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:

  1. кинесика (жестикуляция, мимика, пантомимика – движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики);

  2. пара- (тон, громкость, быстрота речи, заполненные и незаполненные паузы)и экстралингвистическую(совокупность этнолингвистических, исторических, географических и других внешних факторов развития языка),

  3. организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика),

  4. предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары);

  5. ольфакторная коммуникация (связь с запахами и их интерпретация).

ЯЗЫК ЖЕСТОВ

Богатейший «алфавит» жестов по их функциям можно разбить на 5 групп:

  1. Жесты-иллюстраторы – жесты сообщения.

  2. Жесты-регуляторы – жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо.

  3. Жесты-эмблемы – своеобразные заменители слов или фраз в общении.

  4. Жесты-адапторы – специфические привычки человека, связанные с движениями рук.

  5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции.