Модель эго-состояний э. Берна
В деловых контактах с разными партнерами мы ведем себя по-разному. Американский психолог Эрик Берн разработал модель эго-состояний, в соответствии с которой каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: Родитель, Взрослый или Ребенок.
Распознавание эго-состояний осуществляется через анализ интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевые клише, присущие конкретному типу ролей.
ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИИ
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения.
Вербальный (от лат. vеrbalis - словесный, устный) – в психологии этот термин служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. В структуру речевого общения входят:
Значение и смысл слов (семантическая компонента), фраз.
2) Выразительные качества голоса (паралингвистическая система):
Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:
кинесика (жестикуляция, мимика, пантомимика – движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики);
пара- (тон, громкость, быстрота речи, заполненные и незаполненные паузы)и экстралингвистическую(совокупность этнолингвистических, исторических, географических и других внешних факторов развития языка),
организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика),
предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары);
ольфакторная коммуникация (связь с запахами и их интерпретация).
ЯЗЫК ЖЕСТОВ
Богатейший «алфавит» жестов по их функциям можно разбить на 5 групп:
Жесты-иллюстраторы – жесты сообщения.
Жесты-регуляторы – жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо.
Жесты-эмблемы – своеобразные заменители слов или фраз в общении.
Жесты-адапторы – специфические привычки человека, связанные с движениями рук.
Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции.
- Конспект курса «психология делового общения»
- Структура общения
- Функции общения (от лат. Functio - исполнение, осуществление) - внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.
- Принципы теории коммуникации
- Психосоциальные и индивидуально – психологические аспекты коммуникации
- Репрезентативные системы
- Модель эго-состояний э. Берна
- Барьеры коммуникации
- Деловое общение и деловой имидж
- Функции имиджа
- Принципы делового общения
- Составляющие индивидуального имиджа
- /Внешний имидж: компания глазами клиентов, конкурентов, партнеров;
- Функции корпоративного имиджа
- Задачи имиджа:
- Профессионализм как имиджевый фактор
- Имидж лидера
- Структура корпоративного имиджа
- Конфликты в деловой коммуникации Определение конфликта в психологии:
- Личностные элементы конфликта. Конфликтная личность
- Структура конфликтоустойчивости:
- Динамика конфликта [а. Анцупов, а. Шипилов]
- Двумерная модель поведения личности в конфликте
- К. Томаса и р. Киллмена
- К. Томас «Стратегии поведения в конфликте»
- I. Физическая агрессия:
- Предупреждение конфликта
- Факторы, способствующие снижению агрессии
- Условия успешного разрешения конфликта
- Деловая беседа. Формат переговоров
- Итоговый документ переговоров
- Фазы ведения деловой беседы
- Эмоции в деловом общении. Стресс и управление стрессом
- Стресс в профессиональной деятельности
- Обман в коммерческих переговорах
- Деловой этикет. Культура делового письма
- Элементы делового этикета:
- Презентация. Техника публичного выступления
- Тактико – технический уровень деловой коммуникации
- Деловая беседа по телефону