logo
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ_СТУДЕНТЫ

Стресс в профессиональной деятельности

Причины, признаки и последствия профессионального стресса

Можно выделить различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности:

Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации.

Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях. Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на основные и ситуативные.

ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач:

Шкала психологического стресса МакЛина

 

Утверждения

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Я напряжен и взволнован (взвинчен)

1

2

3

4

5

6

7

8

2

У меня ком в горле, и (или) я ощущаю сухость во рту

1

2

3

4

5

6

7

8

3

Я перегружен работой. Мне совсем не хватает времени

1

2

3

4

5

6

7

8

4

Я проглатываю пищу или забываю поесть

1

2

3

4

5

6

7

8

5

Я обдумываю свои идеи снова и снова; я меняю свои планы; мои мысли постоянно повторяются

1

2

3

4

5

6

7

8

6

Я чувствую себя одиноким, изолированным и непонятым

1

2

3

4

5

6

7

8

7

Я страдаю от физического недомогания: болит голова, напряжены мышцы шеи, боли в спине, спазмы в желудке

1

2

3

4

5

6

7

8

8

Я поглощен мыслями, измучен или обеспокоен

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Меня внезапно бросает то в жар, то в холод

1

2

3

4

5

6

7

8

10

Я забываю о встречах или делах, которые должен сделать или решить

1

2

3

4

5

6

7

8

11

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

5

6

7

8

12

Я чувствую себя уставшим

1

2

3

4

5

6

7

8

13

Я крепко стискиваю зубы

1

2

3

4

5

6

7

8

14

Я спокоен

1

2

3

4

5

6

7

8

15

Мне тяжело дышать, и (или) у меня внезапно перехватывает дыхание

1

2

3

4

5

6

7

8

16

Я имею проблемы с пищеварением, кишечником

1

2

3

4

5

6

7

8

17

Я взволнован, беспокоен, смущен

1

2

3

4

5

6

7

8

18

Я легко пугаюсь; шум или шорох заставляют меня вздрагивать

1

2

3

4

5

6

7

8

19

Мне необходимо более чем полчаса, чтобы уснуть

1

2

3

4

5

6

7

8

20

Я сбит с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, я не могу сконцентрировать внимание

1

2

3

4

5

6

7

8

21

У меня усталый вид; мешки или круги под глазами

1

2

3

4

5

6

7

8

22

Я чувствую тяжесть на своих плечах

1

2

3

4

5

6

7

8

23

Я встревожен. Мне необходимо постоянно двигаться; я не могу устоять на одном месте

1

2

3

4

5

6

7

8

24

Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение, жесты

1

2

3

4

5

6

7

8

25

Я напряжен

1

2

3

4

5

6

7

8

Значение баллов:

1- никогда; 2 - крайне редко; 3 - очень редко; 4 - редко; 5 - иногда; 6– часто; 7– очень часто; 8– постоянно.

Чем выше суммарный показатель, тем выше уровень стресса:

Менее 99 баллов – низкий уровень стресса;

100 – 125 баллов – средний уровень;

больше 125 – высокий уровень стресса.

Стрессоустойчивость: П.Б.Зильберман, «... интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. Эмоциональная устойчивость — интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.

Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях.

ЛЕКЦИЯ 9

МАНИПУЛЯЦИЯ В КОММУНИКАЦИИ

Психологические механизмы манипулятивного воздействия

Психология манипулятивного мастерства на переговорах

В рамках подготовительного периода:

Контекстуальное оформление (организация условий воздействия).

Физические условия – особенности среды (сенсорная палитра – освещение, шум, запах, слышимость, погода) и интерьер.

Культурный фон – язык, традиции, стереотипы восприятия и мышления, предрассудки.

Социальный фон – совокупность переменных общения со стороны групп людей как реальных, так и условных.

Задачи манипуляции: повышение вероятности возникновения у адресата определенных реакций; изменение психического состояния (повышение внушаемости); изолирование; создание условий для тотального воздействия.

Мишень психологического воздействия – те психические структуры, на которые оказывается воздействие: