23.Процесс и результат психологического обследования. Психодиагностическое заключение
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ — деятельность психолога, конечным результатом которой является диагноз психологический. Выделяют три основных этапа П. о.: сбор данных в соответствии с задачей исследования; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз).
Сбору данных с помощью психодиагностических методик (тестов) должен предшествовать период ознакомления с некоторым комплексом объективной и субъективной информации об обследуемом (напр., история болезни, заключения других специалистов и т. д.). С этой целью могут быть использованы и опросники-анкеты. Авторы всех известных тестов обращают особое внимание на предварительное изучение обследуемого. Этим создается основной фон П. о., намечаются элементы рабочей картины личности, необходимые для диагноза и прогноза.
Поскольку П. о. всегда образует систему взаимодействия «экспериментатор— обследуемый», необходимо учитывать влияние различных переменных, включенных в эту систему (ситуационные переменные, к которым в первую очередь относятся психодиагностические ситуации, переменные цели обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого). При выборе психодиагностических методик следует руководствоваться сведениями об их надежности и валидности по отношению к диагностической задаче (см. Область применения теста). Этап сбора данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики (построение «профиля личности», перевод «сырых» оценок в стандартные величины, расчет интеллекта коэффициента и т. д.).
В процессе переработки и интерпретации диагностических данных традиционно выделяют два пути: клинический и статистический. Клинический подход ориентирован прежде всего на опыт исследователя, интуицию; его особенностью является доверие к «субъективному суждению» (А. Анастази, 1982). Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, напр., уравнения регрессии. В зарубежной литературе неоднократно проводилось сравнительное изучение клинических и статистических прогнозов. Во многих исследованиях была продемонстрирована более высокая эффективность статистического прогноза. Однако вопрос об эффективности этих подходов не может быть решен альтернативно. В полноценном П. о. необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.
На определенном этапе П. о. нередко возникает необходимость упорядочения диагностических показателей, сведение их в систему. Эта задача многократно усложняется в случае, когда используемые диагностические методики опираются на различные теоретические положения, а полученные результаты выражаются не в общепринятых терминах. Интеграция разнородных данных может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровнях. В первом случае разрабатывается какая-либо схема сопоставления результатов отдельных методик без обращения к их теоретическим концепциям. Это может быть, напр., пятибалльная шкала, крайние значения которой характеризуют «высокий» и «низкий» показатели каждой методики. Теоретический уровень обобщения диагностических данных значительно сложнее. Здесь требуется систематизация полученных результатов на основе какой-либо теории и выражение их в понятиях этой теории.
На этапе принятия решения выделяют три уровня диагностических заключений (см. Диагноз психологический). П. о. завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить применительно к данному случаю, напр., дополнительные занятия по развитию тех или иных способностей у учащегося, направленное терапевтическое воздействие с учетом личностных особенностей пациента и т. д., для осуществления связи с полученными результатами. Итоги П. о. должны быть представлены в психологических понятиях, доступных неспециалисту.
В организации и проведении П.о. обязательно соблюдение этических норм психодиагностики. Психолог, проводящий П. о., должен иметь соответствующий цели и задачам обследования уровень тестовой компетенции.
Психодиагностическое заключение (П.З.) — документ о результатах тестирования, подготовленный специалистом-психологом. Оно должно строиться на всех доступных для исследователя данных. Стандартной формы и правил его написания не существует; оно изменяется в зависимости от цели, ситуации, в которой проводится тестирование, адресата, теоретических установок и специализации психолога. Основное в подготовке П.З. — его соответствие потребностям, интересам и уровню квалификации заказчика. П.З. должно быть ориентировано на действия, которые необходимо предпринять в связи с тем или иным диагнозом психологическим (рекомендации по программам обучения, типа лечения или коррекции, выбора профессии и т. п.). В нем должны быть отражены отличительные свойства обследуемого, т. е. показатели заметно "низкие" или "высокие", а не близкие к средним. Основное содержание — это интерпретация и выводы, в отдельных случаях могут прилагаться протоколы обследования. Утверждения психолога должны отражать степень надежности каждого из приводимых фактов или выводов. Следует избегать специальной терминологии. П.З. эффективно лишь в том случае, когда применимо только к данному обследуемому, а не к людям этого возраста, пола, образования, страдающим тем же заболеванием и т. д. При подготовке П.З. обязательно следует руководствоваться этическими нормами и принципами психодиагностики:
Соблюдение тайны психодиагностики без персонального согласия на разглашение. Исключение: диагностика по запросу судебных органов.
Принцип научной обоснованности психодиагностических методик: методика должна быть валидной и надежной.
Принцип ненанесения ущерба (диагностика не должна быть во вред).
При конкурсном отборе или при приеме на работу должен максимально использоваться принцип открытости результатов.
Принцип объективности выводов из результатов диагностики (они должны быть научно-обоснованы, и не должны зависеть от субъективных установок), т.е. выводы делаются на основе результатов методик (надежных и валидных)
Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций (рекомендации должны быть полезны + не давать рекомендаций, которые могут привести к непредсказуемым последствиям).
Морально-этические принципы:
Нельзя проводить психодиагностическое исследование против воли человека или обманным путем.
Перед проведением обследования человека нужно предупредить о том, что он невольно может выдать о себе такую информацию, которую он сам не осознает.
Любой человек имеет право знать свои результаты диагностики, а также где и как они могет быть использованы.
Результаты диагностики представляются в доступной для клиента форме.
Ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологе.
Рекомендации и требования, касающиеся заключения для испытуемого по результатам психодиагностического обследования, часто достаточно противоречивы и не содержат внятных указаний на способы преодолеть эти противоречия. С одной стороны, испытуемые имеют право на достоверную информацию о результатах психодиагностического обследования, с другой – сообщение этой информации не должно наносить вреда испытуемому. При этом очевидно, что при психодиагностическом обследовании нередко выявляется информация, потенциально травматичная для испытуемого (например, о низком уровне интеллекта). Сообщать ли такую информацию и если да, то в какой форме, неясно. Также не может вызвать возражений тезис о том, что информация должна сопровождаться объяснениями, адекватными уровню знаний испытуемого, и учитывать его эмоциональное состояние; однако рекомендации о том, как именно нужно давать подобные объяснения и учитывать состояние, весьма расплывчаты и неопределенны. Среди специалистов нет согласия даже по более простому вопросу: должно ли заключение для испытуемого быть устным или письменным.
Так, если считать заключение вариантом консультирования, станет очевидно, что устный вариант в подавляющем большинстве случаев является предпочтительнее, чем письменный (вряд ли консультант будет рассматривать вариант письменного консультирования, если возможно очное). Если мы будем рассматривать информацию психодиагностического заключения как вариант интерпретации, то станет понятно, что далеко не вся информация может быть донесена до испытуемого/ клиента (интерпретация может быть дана, лишь если она уместна и может быть принята клиентом). При этом до начала взаимодействия с испытуемым невозможно точно предвидеть его реакцию на сообщаемую информацию и следовательно неясно, какую часть этой информации можно будет донести до испытуемого. Поэтому сообщение результатов обследования должно быть гибким; психолог должен быть готов изменить содержание результатов в зависимости от реакции испытуемого в ходе беседы.
Так, если представить психодиагностическое заключения для испытуемого/клиента как вариант психологического консультирования, то можно предложить следующие рекомендации по его проведению:
- При сообщении испытуемому результатов обследования следует руководствоваться теми же принципами, что и при проведении психологического консультирования; в частности, следует воздерживаться от действий и сообщений, от которых психолог воздерживается при проведении консультирования.
- Заключение должно быть устным
- Заключение должно строиться как диалог
- Полнота сообщаемой испытуемому информации определяется в процессе беседы.
При проведении беседы желательно использовать принципы деноминализации, контекстуализации и позитивной реинтерпретации:
1) Принцип деноминализации - переформулирование терминов, характеризующих особенности испытуемого, из существительных или прилагательных в глаголы (к примеру, вместо «вы – экстраверт» можно сказать «вы обычно легко и свободно общаетесь»). Принцип помогает избежать восприятия информации психолога как «диагноза».
2) Принцип контекстуализации - указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности (вместо «вы испытываете трудности в общении - «вы испытываете трудности, общаясь с незнакомыми людьми, или в большой компании, где вы на виду»). Принцип помогает избежать представления о том, что трудности, связанные с особенностями испытуемого, являются всеобъемлющими и подстерегают его всегда и везде.
3) Принцип позитивной реинтерпретации - замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения (вместо «вы не можете сосредоточиться, когда вокруг шумно» - «для работы вам нужна тишина»). Принцип позволяет избежать представления об ограниченных возможностях клиента и фатальном отсутствии у него тех или иных качеств.
- 1 Понятие психологического диагноза. Виды диагнозов.
- 2.Профессионально-этические принципы в психодиагностике.
- 4. Диагностика познавательных процессов младших школьников.
- 1. Методика "Изучение переключения внимания"
- 2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
- 1. Методика "Определение типа памяти"
- 2. Методика "Изучение логической и механической памяти"
- 1. Методика "Простые аналогии"
- 2. Методика "Исключение лишнего"
- 1, Методика «Узнай фигуры».
- 2, Методика «Запомни рисунки».
- 3, Методика «Запомни цифры».
- 4, Методика «Выучи слова».
- 1, Методика «Нелепицы»
- 2. Методика «Времена года»
- 3, Методика «Что здесь лишнее?»
- 4, Методика «Кому него недостает?»
- 1, Методика «Обведи контур»
- 2, Методика «Пройди через лабиринт»
- 3, Методика «Воспроизведи рисунки»
- 1953 Год. От 13 до 61 года
- 8, 47 Диагностика умственного развития (Групповой интеллектуальный тест (гит), Школьный тест умственного развития (штур), астур (как варианта методики штур))
- 10. Психодиагностика эмоциональных состояний
- 11. Тест смил (л.Н.Собчик). Варианты теста. Диагностические возможности теста. Профиль личности в тесте смил. Психологический и клинический подходы к интерпретации данных теста.
- 14, Методы диагностики темперамента. Особенности проведения и обработки результатов методики структуры темперамента (в.М.Русалов) и опросника темперамента г.Айзенка.
- 15, Определение уровня субъективного контроля. Теоретическое обоснование и назначение методики исследования уровня субъективного контроля (Дж. Роттер).
- 16, Методика ценностных ориентаций Рокича. Особенности проведения и интерпретации результатов методики ценностных ориентаций Рокича.
- 17.Методы диагностики межличностных отношений. Социометрические методы исследования структуры взаимоотношений в группе.
- 18,Методы диагностики профессиональных ориентаций и профессиональных намерений.
- 19.История зарубежной психодиагностики.
- 20.История отечественной психодиагностики.
- 21.Структура психодиагностики как научной дисциплины.
- 22.Понятие объекта психодиагностики, его структура.
- 23.Процесс и результат психологического обследования. Психодиагностическое заключение
- 24.Понятие строго формализованной методики. Опросники.
- 25.Тесты как строго формализованные методики диагностики психики.
- 28.Требования к построению методик.
- 29.Психодиагностические задачи, их типология.
- 30.Теоретические основы диагностики природных психофизиологических особенностей.
- 31.Теоретические основы диагностики личности.
- 32. Теоретические основы диагностики умственного развития и предметной успеваемости учащихся.
- 33. Диагностика готовности к школе.
- 34. Теоретические основы диагностики одаренности и общих способностей.
- 35.Теоретические основы диагностики развития дошкольников.
- 37 Диагностика причин эмоциональной дезадаптации школьника.
- 38. Диагностика развития младенца.
- 39.Психодиагностика в профессиональном консультировании.
- 40.Диагностический минимум школьного психолога.
- 41.Диагностика интеллекта с позиции факторной модели.
- 42. Модели интеллекта ч.Спирмена и я.Терстоуна.
- 43 Модели интеллекта Дж.Гилфорда и р.Кэттелла.
- 44. Модель интеллекта д.Векслера. Тест д.Векслера.
- 45. Креативность и ее диагностика. Тесты Дж.Гилфорда, э.Торранса.
- 46.Методики диагностики особенностей личности дошкольника.
- 47. Методики диагностики интеллекта школьников: гит, штур, астур.
- 48. Диагностика причин неуспеваемости младшего школьника.
- 1. Методика "Изучение переключения внимания"
- 2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
- 1. Методика "Определение типа памяти"
- 2. Методика "Изучение логической и механической памяти"
- 1. Методика "Простые аналогии"
- 2. Методика "Исключение лишнего"
- 49.Диагностика особенностей характера. Тест Кеттелла, Шмишека, Леонгарда, Личко.
- 50, Диагностика самооценки и уровня притязаний.
- 51.Методы диагностики поведения в конфликтной ситуации.
- 52.Методы диагностики познавательных процессов школьника.
- 53. Общая характеристика и классификация проективных методов.
- 54. Проективные методики структурирования (тест Роршаха и т.Д.) и дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы).
- 55Проективные методики интерпретации (тат, сат, тест сонди, тест Розенцвейга).
- 56 Проективные методики изучения экспрессии (анализ почерка, несуществующее животное) и изучения продуктов творчества (ддч, рисунок пальцем и т.Д.).