45. Креативность и ее диагностика. Тесты Дж.Гилфорда, э.Торранса.
Общие подходы к креативности Креативность – это творческие способности. Тенденция к выделению креативности как специфического вида способ-ей возникла в 50 –е гг. ХХ в. И связана прежде всего с именами американских психологов Л. Терстоуна и Дж. Гилфрда.
В настоящее время наиболее известны и широко применяются для измерения креативности Тесты Е. Торренса (Тоrrаnсе Tests of Creative Thinking — TTCT). тесты Торренса (особенно вербальные) по сути похожи на Южнокалифорнийские тесты Дж. Гилфорда, а иногда являются их адаптацией. Кроме того, показатели по тестам заимствованы Е. Торренсом у Дж. Гилфорда. Однако Е. Торренс не пытался создавать факторно чистые (то есть отражающие по одному фактору) тесты, а стремился отразить в них сложность творческих процессов. Их формальные характеристики (надежность, валидность) немного лучше, чем у Дж. Гилфорда, но все же недостаточны.
Е. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Он предпочитал не использовать в названиях своих методик термин «креативность», обозначив их как батареи на вербальное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление. Для снятия тревожности и создания благоприятной творческой атмосферы Е. Торренс называл свои методики не тестами, а занятиями.
Вербальный тест, разработанный в 1966 г., предназначен для детей, начиная с 5 лет, и взрослых. Он состоит из 7 субтестов. Первые три представляют собой вопросы, относящиеся к одной картинке: испытуемого просят задать как можно больше вопросов к картинке, отгадать как можно больше причин и последствий того, что изображено на ней. В субтесте 4 следует придумать как можно больше интересных и необычных способов изменения изображенной на картинке игрушки. В субтесте 5 требуется придумать как можно больше интересных и необычных применений известного в быту предмета (например, пустой коробки). В задании 6 следует об этом же предмете придумать как можно больше необычных вопросов. В субтесте 7 требуется представить необычную ситуацию и высказать как можно больше догадок о ее возможных последствиях. Время выполнения каждого субтеста ограничено. Тест является групповым и имеет две параллельные формы А и Б. Основными показателями по тесту являются беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки.
Этот тест переведен на русский язык, однако нет данных о его проверке на надежность и валидность, а также о стандартизации на отечественной выборке. Поэтому вербальный тест Е. Торренса у нас в стране можно использовать только с исследовательскими целями.
Фигурный тест Е. Торренса также появился в 1966 г. Его перевод, адаптация и рестандартизация на отечественных испытуемых были выполнены Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо и Н. Б. Шумаковой. Он предназначен для испытуемых с 5 до 18 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.
Субтест 1 «Нарисуйте картинку» требует от испытуемых наклеить на лист бумаги фигуру неправильной формы, вырезанную из цветной бумаги, и на ее основе нарисовать любую оригинальную картинку. В субтесте 2 «Закончи рисунок» следует на основе незаконченных фигурок, изображенных в тестовой тетради, нарисовать необычные сюжетные картинки или предметы. В субтесте 3 нужно нарисовать как можно больше предметов на основе параллельных линий или кругов. Время выполнения каждого субтеста ограничено 10 мин. (анализ ответов проводится по критериям беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки).
Батарея на словесно-звуковое творческое мышление состоит из двух тестов, проводимых при помощи магнитофонной записи. Первый тест «Звуки и образы» использует в качестве объекта для узнавания звуки, второй «Звукоподражание и образы» использует звукоподражательные слова, то есть слова, имитирующие естественные звуки (например, напоминающие скрип или треск). Первый тест состоит из четырех звуковых последовательностей, предъявляемых три раза, второй — из девяти слов, предъявляемых четыре раза. В обоих тестах после прослушивания звуковой записи испытуемый должен написать, на что он считает похожим каждый звук. Ответы оцениваются только по показателю оригинальности. В нашей стране эта батарея не использовалась.
Еще один, наиболее поздний по времени создания тест креативности (для дошкольников), проявляемой в действии и движении, был разработан Е. Торренсом в 1980 г. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Регистрируются те же 4 показателя креативности, что и в других тестах Е. Торренса.
Несмотря на стремление психологов противопоставить творческое мышление репродуктивному, на практике тесты креативности строились по тем же принципам, что и тесты интеллекта, т. е. были скоростными методиками с жестко заданным содержанием. Исследователи считают, что основной их недостаток — неучет мотивации и других личностных характеристик индивидов, являющихся существенными аспектами творческих способностей.
Данных о связи тестов Е. Торренса с критериями творческих достижений недостаточно. Некоторые указывают на малую их прогностичность. Так, исследование Д. Когана и А. Панкова, в котором сравнивались результаты измерения креативности учащихся в V и X классах с творческими достижениями по окончании школы (соответственно через 7 лет и 2 года), показало, что коэффициенты корреляции для пятиклассников равны 0, а для X класса — очень малы и незначимы.
По-видимому, предсказать творческие достижения с помощью тестов креативности в науке, технике, искусстве и других областях человеческой деятельности невозможно, так как эти достижения требуют сложного сочетания способностей (в том числе и интеллектуальных, и специальных) и черт личности. В имеющихся в настоящее время тестах креативности обращается внимание на отдельные элементы творческих способностей, но этого недостаточно для прогноза творческих достижений. Так, гибкость и оригинальность мышления, большая дивергентная продуктивность важны для творческих достижений, но не менее важна и критическая оценка возникающих идей. В подлинно творческом акте за фазой незаторможенной дивергентной продуктивности следует фаза критической оценки. Например, при «мозговом штурме» продуктивная и оценочная фазы разведены во времени; критическая оценка идей может помешать только
на ранних этапах творческой деятельности, но критическое оценивание может исключаться только на время, а не отменяться навсегда. Некоторые психологи считают, что измерить креативность можно лишь путем анализа отдельных актов творчества.
Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда (Guilford J. P., 1967). Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено. Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях» (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.
Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем. Дальнейшие достижения в области исследования и тестирования креативности связаны в основном с работой психологов Южнокалифорнийского университета, хотя их деятельность охватывает не весь спектр исследований креативности.
Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость –способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности. На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (ARP), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.
Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 — на вербальную креативность и 4 — на невербальную креативность. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования. Время выполнения тестов ограничено.
- 1 Понятие психологического диагноза. Виды диагнозов.
- 2.Профессионально-этические принципы в психодиагностике.
- 4. Диагностика познавательных процессов младших школьников.
- 1. Методика "Изучение переключения внимания"
- 2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
- 1. Методика "Определение типа памяти"
- 2. Методика "Изучение логической и механической памяти"
- 1. Методика "Простые аналогии"
- 2. Методика "Исключение лишнего"
- 1, Методика «Узнай фигуры».
- 2, Методика «Запомни рисунки».
- 3, Методика «Запомни цифры».
- 4, Методика «Выучи слова».
- 1, Методика «Нелепицы»
- 2. Методика «Времена года»
- 3, Методика «Что здесь лишнее?»
- 4, Методика «Кому него недостает?»
- 1, Методика «Обведи контур»
- 2, Методика «Пройди через лабиринт»
- 3, Методика «Воспроизведи рисунки»
- 1953 Год. От 13 до 61 года
- 8, 47 Диагностика умственного развития (Групповой интеллектуальный тест (гит), Школьный тест умственного развития (штур), астур (как варианта методики штур))
- 10. Психодиагностика эмоциональных состояний
- 11. Тест смил (л.Н.Собчик). Варианты теста. Диагностические возможности теста. Профиль личности в тесте смил. Психологический и клинический подходы к интерпретации данных теста.
- 14, Методы диагностики темперамента. Особенности проведения и обработки результатов методики структуры темперамента (в.М.Русалов) и опросника темперамента г.Айзенка.
- 15, Определение уровня субъективного контроля. Теоретическое обоснование и назначение методики исследования уровня субъективного контроля (Дж. Роттер).
- 16, Методика ценностных ориентаций Рокича. Особенности проведения и интерпретации результатов методики ценностных ориентаций Рокича.
- 17.Методы диагностики межличностных отношений. Социометрические методы исследования структуры взаимоотношений в группе.
- 18,Методы диагностики профессиональных ориентаций и профессиональных намерений.
- 19.История зарубежной психодиагностики.
- 20.История отечественной психодиагностики.
- 21.Структура психодиагностики как научной дисциплины.
- 22.Понятие объекта психодиагностики, его структура.
- 23.Процесс и результат психологического обследования. Психодиагностическое заключение
- 24.Понятие строго формализованной методики. Опросники.
- 25.Тесты как строго формализованные методики диагностики психики.
- 28.Требования к построению методик.
- 29.Психодиагностические задачи, их типология.
- 30.Теоретические основы диагностики природных психофизиологических особенностей.
- 31.Теоретические основы диагностики личности.
- 32. Теоретические основы диагностики умственного развития и предметной успеваемости учащихся.
- 33. Диагностика готовности к школе.
- 34. Теоретические основы диагностики одаренности и общих способностей.
- 35.Теоретические основы диагностики развития дошкольников.
- 37 Диагностика причин эмоциональной дезадаптации школьника.
- 38. Диагностика развития младенца.
- 39.Психодиагностика в профессиональном консультировании.
- 40.Диагностический минимум школьного психолога.
- 41.Диагностика интеллекта с позиции факторной модели.
- 42. Модели интеллекта ч.Спирмена и я.Терстоуна.
- 43 Модели интеллекта Дж.Гилфорда и р.Кэттелла.
- 44. Модель интеллекта д.Векслера. Тест д.Векслера.
- 45. Креативность и ее диагностика. Тесты Дж.Гилфорда, э.Торранса.
- 46.Методики диагностики особенностей личности дошкольника.
- 47. Методики диагностики интеллекта школьников: гит, штур, астур.
- 48. Диагностика причин неуспеваемости младшего школьника.
- 1. Методика "Изучение переключения внимания"
- 2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
- 1. Методика "Определение типа памяти"
- 2. Методика "Изучение логической и механической памяти"
- 1. Методика "Простые аналогии"
- 2. Методика "Исключение лишнего"
- 49.Диагностика особенностей характера. Тест Кеттелла, Шмишека, Леонгарда, Личко.
- 50, Диагностика самооценки и уровня притязаний.
- 51.Методы диагностики поведения в конфликтной ситуации.
- 52.Методы диагностики познавательных процессов школьника.
- 53. Общая характеристика и классификация проективных методов.
- 54. Проективные методики структурирования (тест Роршаха и т.Д.) и дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы).
- 55Проективные методики интерпретации (тат, сат, тест сонди, тест Розенцвейга).
- 56 Проективные методики изучения экспрессии (анализ почерка, несуществующее животное) и изучения продуктов творчества (ддч, рисунок пальцем и т.Д.).