29.Психодиагностические задачи, их типология.
Психодиагностические задачи – научно-практические задачи, возникающие перед практическими психологами при установлении причин обуславливающих определенный параметры деятельности и/или состояния. Сначала поступает ЗАПРОС -> создается ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ -> возникает ЗАДАЧА (решение проблемы).
Выделяют следующие типы задач:
ШКОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.
Общее отставание в учении:
- Низкая интенсивность учебной деятельности (ребенок ничего не делает). Детерминанты (причины): несформированность мотивов учения, пробелы в знаниях (например из-за большого кол-ва пропусков по болезни) -> учиться не хочет из-за неуспешности. Нарушения эмоционально-волевой сферы (гиперактивность, несформированность произвольности)
- Низкая эффективность учебной деятельности (ребенок хочет учиться, пытается, но у него плохо получается). Детерминанты: нарушения в эмоционально-волевой сфере, большие пробелы в знаниях по раннее пройденному, несформированность учебных умений и навыков (ребенок не умеет организовать свою деятельность), недостатки в развитии познавательных способностей (общие способности, особенно - мышление).
- Пропуск большого количества занятий (не ходит вообще).Детерминанты: большие пробелы в знаниях, проблемы в межличностных отношениях, несформированность эмоционально-волевой сферы.
Спец. Отставание по языку:
- Отставание в овладении навыками чтения.Детерминанты: несформированность умения полно и четко выражать свои мысли, низкая речевая активность, несформированность речедвигательных процессов, несформированность навыков письма.
Спец. Отставание по математике:
- Низкая интенсивность в учебной деятельности в области математики. Детерминанты: пониженный интерес к математике (виноват учитель – недостаток методики преподавания), пробелы в ЗУН по предыдущему материалу.
- Низкая эффективность в учебной деятельности в области математики. Детерминанты: недостаточное развитие способности к обобщению (хотя это и может быть связано с микропоражениями в коре ГМ), недостаточное развитие способности к логическому рассуждению, регидность мыслительных действий, низкий уровень развития восприятия и воображения.
Отставание от индивидуального оптимума (учится плохо, но может лучше):
- «Недогрузка» учебных способностей. Детерминанты: несформированность мотивов учебной деятельности способных учеников.
- «Перегрузка» учебных способностей. Детерминанты: недостаточное развитие базальных способностей и умений.
- «Недогрузка» одних способностей и «Перегрузка» других способностей. Детерминанты: отсутствие дифференцированного подхода + несформированность мотивов учебной деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ю. З. Гильбухом, предполагает выделение двух основных типов задач групповой профпсиходиагностики (объект — трудовые коллективы, малые и большие группы) и индивидуальной профпсиходиагностики (объект — отдельные работники).
Снижение производственных показателей в трудовом коллективе. Причины: плохое самочувствие рабочих, обусловленное чрезвычайно высоким уровнем шума на производстве, после установления нового оборудования.
Отставание одного коллектива от другого. Причины: недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки коллектива (рекомендации: переформирование групп. Но после переформирования будет период снижения эффективности в новых группах) + учет психологической несовместимости людей (но если все-таки несовместимость причина, то работать с ней, т.к. бесконечно перемещаться нельзя); недостаточная компетентность руководителя группы, отсутствие у него организаторских способностей, неумение ладить с людьми.
Высокая аварийность. Причины: склонность работников к неоправданному риску, халатность рабочих, утрата лидерства руководителей приводящая к невыполнению указаний по технике безопасности, некритичное отношение подчиненных к руководителю, проявляющему склонность к неоправданному риску.
Аварийность по эксплуатации новой техники (когда сломали почти сразу).Причины: психологическая неподготовленность человека к особенностям данной техники, недостаточная профессиональная подготовленность, небрежность и невнимательность.
Трудности внедрения новшества.Причины:недоверие к надежности результатов, экономическое недоверие (экономическая отдача),нарушение личных интересов работников, обусловленное обязательным выполнением дополнительной сложной работы.
Низкая эффективность деятельности отдельных работников. Причины: недостаточная профессиональная подготовка, нерациональная организация рабочего места, неоптимальный режим труда и отдыха, межличностное напряжение.
Все это ЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ- учение о постановке и решении психодиагностических задач, и из причин всегда исключается нейрофизологический фактор, его в расчет не берут.
- 1 Понятие психологического диагноза. Виды диагнозов.
- 2.Профессионально-этические принципы в психодиагностике.
- 4. Диагностика познавательных процессов младших школьников.
- 1. Методика "Изучение переключения внимания"
- 2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
- 1. Методика "Определение типа памяти"
- 2. Методика "Изучение логической и механической памяти"
- 1. Методика "Простые аналогии"
- 2. Методика "Исключение лишнего"
- 1, Методика «Узнай фигуры».
- 2, Методика «Запомни рисунки».
- 3, Методика «Запомни цифры».
- 4, Методика «Выучи слова».
- 1, Методика «Нелепицы»
- 2. Методика «Времена года»
- 3, Методика «Что здесь лишнее?»
- 4, Методика «Кому него недостает?»
- 1, Методика «Обведи контур»
- 2, Методика «Пройди через лабиринт»
- 3, Методика «Воспроизведи рисунки»
- 1953 Год. От 13 до 61 года
- 8, 47 Диагностика умственного развития (Групповой интеллектуальный тест (гит), Школьный тест умственного развития (штур), астур (как варианта методики штур))
- 10. Психодиагностика эмоциональных состояний
- 11. Тест смил (л.Н.Собчик). Варианты теста. Диагностические возможности теста. Профиль личности в тесте смил. Психологический и клинический подходы к интерпретации данных теста.
- 14, Методы диагностики темперамента. Особенности проведения и обработки результатов методики структуры темперамента (в.М.Русалов) и опросника темперамента г.Айзенка.
- 15, Определение уровня субъективного контроля. Теоретическое обоснование и назначение методики исследования уровня субъективного контроля (Дж. Роттер).
- 16, Методика ценностных ориентаций Рокича. Особенности проведения и интерпретации результатов методики ценностных ориентаций Рокича.
- 17.Методы диагностики межличностных отношений. Социометрические методы исследования структуры взаимоотношений в группе.
- 18,Методы диагностики профессиональных ориентаций и профессиональных намерений.
- 19.История зарубежной психодиагностики.
- 20.История отечественной психодиагностики.
- 21.Структура психодиагностики как научной дисциплины.
- 22.Понятие объекта психодиагностики, его структура.
- 23.Процесс и результат психологического обследования. Психодиагностическое заключение
- 24.Понятие строго формализованной методики. Опросники.
- 25.Тесты как строго формализованные методики диагностики психики.
- 28.Требования к построению методик.
- 29.Психодиагностические задачи, их типология.
- 30.Теоретические основы диагностики природных психофизиологических особенностей.
- 31.Теоретические основы диагностики личности.
- 32. Теоретические основы диагностики умственного развития и предметной успеваемости учащихся.
- 33. Диагностика готовности к школе.
- 34. Теоретические основы диагностики одаренности и общих способностей.
- 35.Теоретические основы диагностики развития дошкольников.
- 37 Диагностика причин эмоциональной дезадаптации школьника.
- 38. Диагностика развития младенца.
- 39.Психодиагностика в профессиональном консультировании.
- 40.Диагностический минимум школьного психолога.
- 41.Диагностика интеллекта с позиции факторной модели.
- 42. Модели интеллекта ч.Спирмена и я.Терстоуна.
- 43 Модели интеллекта Дж.Гилфорда и р.Кэттелла.
- 44. Модель интеллекта д.Векслера. Тест д.Векслера.
- 45. Креативность и ее диагностика. Тесты Дж.Гилфорда, э.Торранса.
- 46.Методики диагностики особенностей личности дошкольника.
- 47. Методики диагностики интеллекта школьников: гит, штур, астур.
- 48. Диагностика причин неуспеваемости младшего школьника.
- 1. Методика "Изучение переключения внимания"
- 2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
- 1. Методика "Определение типа памяти"
- 2. Методика "Изучение логической и механической памяти"
- 1. Методика "Простые аналогии"
- 2. Методика "Исключение лишнего"
- 49.Диагностика особенностей характера. Тест Кеттелла, Шмишека, Леонгарда, Личко.
- 50, Диагностика самооценки и уровня притязаний.
- 51.Методы диагностики поведения в конфликтной ситуации.
- 52.Методы диагностики познавательных процессов школьника.
- 53. Общая характеристика и классификация проективных методов.
- 54. Проективные методики структурирования (тест Роршаха и т.Д.) и дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы).
- 55Проективные методики интерпретации (тат, сат, тест сонди, тест Розенцвейга).
- 56 Проективные методики изучения экспрессии (анализ почерка, несуществующее животное) и изучения продуктов творчества (ддч, рисунок пальцем и т.Д.).