18,Методы диагностики профессиональных ориентаций и профессиональных намерений.
1) Активизирующие опросники. Особенностью таких опросников является то, что происходит стимулирование клиента на размышления о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения. Данные методики хороши тем, что можно работать с большой группой, а так же богатые психотехнические возможности работы учащихся с бланками. Кроме того, возможно формирование у учащихся интереса к своим психологическим особенностям и их развитию. 2) Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного определения. С помощью данных методик создается благоприятная атмосфера для обсуждения мировоззренческих проблем, кроме того, во время их проведения появляется возможность обозначать различные точки зрения. 3) Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Главное достоинство карточных консультационных технологий – наглядность и предметность поискового действия и возможность быстрого составления из карточек различных «образов» моделируемых объектов. Но у данных методик есть и недостатки: сложность самостоятельного изготовления карточных методик и необходимость специальной подготовки профконсультантов.
Очень часто специалисты, работающие в области профориентации молодежи используют такой метод, как составление формулы выбора профессии. Как правило, данная методика используется в индивидуальном профессиональном консультировании. Формула составляется при помощи классификации, в которую входят: типы профессий, материалы, виды энергии, классы профессий, микроклимат. Составляется 5-ярусная пирамида, в пятом ярусе вписывается условные обозначения избранной профессии – формула из нескольких букв.
Для определения типа темперамента и характера, которые необходимо учитывать при проведении профориентации, используются методики Айзенка и ОСТ (особенности структуры темперамента), Кеттелла и Хола.
Еще одним методом используемом в профессиональной ориентации является «портфолио». Эта методика позволяет проанализировать выбор школьника, его учебную и индивидуальную активность. «Портфолио» заполняется самим учеником, родителями, учителями и друзьями. Цель этого метода: определение и реализация индивидом своих способностей, умений и потенциалов, а так же развитие стремления к самореализации. «Портфолио» состоит из таких разделов: «Листок успешности моей учебы», в котором содержатся оценки по четвертям, самостоятельные оценки знаний и отзывы преподавателей; «Мое свободное время», этот раздел включает разделы хобби и спортивные увлечения, в которых ученик оценивает свои увлечения и их результаты; «Мое культурное развитие», в котором прописывается и оценивается посещение общественных мест и прочитанная литература; «Мой образ жизни» содержит анкету, направленную на дачу оценки образа жизни учащегося; «Мои личные качества», в который заносятся результаты тестирования по разработанному пакету методик; приложение, в которое включены благодарственные письма, грамоты и т.п.
Тест для определения направленности личности очень часто используется в профдиагностике. При этом выделяют три основных направленности: «я-направленность», человек с такой направленностью склонен к агрессии, эгоизму, предпочитает индивидуальную деятельность, сильно материально заинтересован, стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей; «о-направленность», т.е. на общение, ориентирован на совместную деятельность, высок уровень исполнительской дисциплины, безынициативен; «д-направленность», т.е. на дело, ориентирован на выполнение задания, на решение общих проблем, часто бывают ярко выражены лидерские качества.
ДДО
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Подсчёт результатов проводится по ключу. В результате оптант получает количество баллов, по каждой из 5 шкал. Наибольшая оценка и будет отражать характерную для него проф. направленность (Человек-природа, Человек-техника, Человек-человек, Человек-знаковая система, Человек-художественный образ).
Карта интересов
Опросник состоит из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности и лист ответов, представляющий собой матрицу из шести строк и двадцати девяти колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интересов.
В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество положительных ответов.
Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержать наименьшее количество отрицательных ответов. При оценке направленности интересов следует в первую очередь учитывать сферы с наибольшим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые оптантом. Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: высшая степень отрицания – от –12 до –6, интерес отрицается – от –5 до –1, интерес выражен слабо – от +1 до +4, выраженный интерес – от +5 до +7, ярко выраженный интерес – от +8 до +12.
+опросник «За и против», состоящий их трех частей: 1) «За и против-1» предназначен для ориентировочного определения привлекательных групп профессий (кем хотел бы стать подросток); 2) «За и против-2» служит для ориентировочного определения желания подростка использовать и развивать в работе те или иные свои качества (каким бы он хотел быть); 3) «За и против-3» служит для определения профессиональных ценностей данного подростка (зачем, ради чего он хотел бы заниматься данным делом).
+ активизирующий опросник «Перекресток» (см.: Пряжникова Е. Ю., 1999), где выявляются основные предпочтения подростка к сферам труда и к тем или иным средствам труда, после чего на пересечении выделенных сфер и средств определяются конкретные профессии
+ Активизирующий опросник «Будь готов!» основан на самооценке и служит для ориентировочного определения готовности клиента к определенным профессиям. Опросник позволяет соотнести свои возможностями с 70 профессиями, но в работе с целым классом реально удается рассмотреть в среднем 5 — 7 профессий для каждого учащегося.
- 1 Понятие психологического диагноза. Виды диагнозов.
- 2.Профессионально-этические принципы в психодиагностике.
- 4. Диагностика познавательных процессов младших школьников.
- 1. Методика "Изучение переключения внимания"
- 2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
- 1. Методика "Определение типа памяти"
- 2. Методика "Изучение логической и механической памяти"
- 1. Методика "Простые аналогии"
- 2. Методика "Исключение лишнего"
- 1, Методика «Узнай фигуры».
- 2, Методика «Запомни рисунки».
- 3, Методика «Запомни цифры».
- 4, Методика «Выучи слова».
- 1, Методика «Нелепицы»
- 2. Методика «Времена года»
- 3, Методика «Что здесь лишнее?»
- 4, Методика «Кому него недостает?»
- 1, Методика «Обведи контур»
- 2, Методика «Пройди через лабиринт»
- 3, Методика «Воспроизведи рисунки»
- 1953 Год. От 13 до 61 года
- 8, 47 Диагностика умственного развития (Групповой интеллектуальный тест (гит), Школьный тест умственного развития (штур), астур (как варианта методики штур))
- 10. Психодиагностика эмоциональных состояний
- 11. Тест смил (л.Н.Собчик). Варианты теста. Диагностические возможности теста. Профиль личности в тесте смил. Психологический и клинический подходы к интерпретации данных теста.
- 14, Методы диагностики темперамента. Особенности проведения и обработки результатов методики структуры темперамента (в.М.Русалов) и опросника темперамента г.Айзенка.
- 15, Определение уровня субъективного контроля. Теоретическое обоснование и назначение методики исследования уровня субъективного контроля (Дж. Роттер).
- 16, Методика ценностных ориентаций Рокича. Особенности проведения и интерпретации результатов методики ценностных ориентаций Рокича.
- 17.Методы диагностики межличностных отношений. Социометрические методы исследования структуры взаимоотношений в группе.
- 18,Методы диагностики профессиональных ориентаций и профессиональных намерений.
- 19.История зарубежной психодиагностики.
- 20.История отечественной психодиагностики.
- 21.Структура психодиагностики как научной дисциплины.
- 22.Понятие объекта психодиагностики, его структура.
- 23.Процесс и результат психологического обследования. Психодиагностическое заключение
- 24.Понятие строго формализованной методики. Опросники.
- 25.Тесты как строго формализованные методики диагностики психики.
- 28.Требования к построению методик.
- 29.Психодиагностические задачи, их типология.
- 30.Теоретические основы диагностики природных психофизиологических особенностей.
- 31.Теоретические основы диагностики личности.
- 32. Теоретические основы диагностики умственного развития и предметной успеваемости учащихся.
- 33. Диагностика готовности к школе.
- 34. Теоретические основы диагностики одаренности и общих способностей.
- 35.Теоретические основы диагностики развития дошкольников.
- 37 Диагностика причин эмоциональной дезадаптации школьника.
- 38. Диагностика развития младенца.
- 39.Психодиагностика в профессиональном консультировании.
- 40.Диагностический минимум школьного психолога.
- 41.Диагностика интеллекта с позиции факторной модели.
- 42. Модели интеллекта ч.Спирмена и я.Терстоуна.
- 43 Модели интеллекта Дж.Гилфорда и р.Кэттелла.
- 44. Модель интеллекта д.Векслера. Тест д.Векслера.
- 45. Креативность и ее диагностика. Тесты Дж.Гилфорда, э.Торранса.
- 46.Методики диагностики особенностей личности дошкольника.
- 47. Методики диагностики интеллекта школьников: гит, штур, астур.
- 48. Диагностика причин неуспеваемости младшего школьника.
- 1. Методика "Изучение переключения внимания"
- 2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
- 1. Методика "Определение типа памяти"
- 2. Методика "Изучение логической и механической памяти"
- 1. Методика "Простые аналогии"
- 2. Методика "Исключение лишнего"
- 49.Диагностика особенностей характера. Тест Кеттелла, Шмишека, Леонгарда, Личко.
- 50, Диагностика самооценки и уровня притязаний.
- 51.Методы диагностики поведения в конфликтной ситуации.
- 52.Методы диагностики познавательных процессов школьника.
- 53. Общая характеристика и классификация проективных методов.
- 54. Проективные методики структурирования (тест Роршаха и т.Д.) и дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы).
- 55Проективные методики интерпретации (тат, сат, тест сонди, тест Розенцвейга).
- 56 Проективные методики изучения экспрессии (анализ почерка, несуществующее животное) и изучения продуктов творчества (ддч, рисунок пальцем и т.Д.).