logo
психодиагностика шпоры

43 Модели интеллекта Дж.Гилфорда и р.Кэттелла.

Дж. Гилфорд предложил модель "структуры интеллекта (SI)", систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей [12]. Однако эта модель не является результатом факторизации пер­вич­ных экспериментально полученных кор­реля­цион­ных мат­риц, а несет все черты априорных моделей, поскольку основывается на тестовых теоретических попытках и вы­ходит в своих прогнозах за пределы экспериментального материала. По своей имплицитной структуре модель является необихевиористской, основанной на схеме стимул - латентная операция - реакция. Место стимула в модели Дж.Гилфорда занимает "содержание", "операция" - спо­соб­ность испытуемого, а "реакция" - результат приме­нения операции к материалу. Факторы в модели независимы. Таким образом, модель является трехмерной, хотя мерности модели - шкалы наименований. Под операцией Дж.Гилфорд понимает умение испытуемого, точнее - психический процесс: понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продук­тивность, оценива­ние.  Содержание определяется природой материала или информации, с которой производится операция: изоб­ра­жение, символы (буквы, числа), семантика (слова), пове­дение (сведения о людях).  Результаты - форма, в которой информация обра­батывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.  Каждый фактор характеризуется сочетанием кате­горий из каждого измерения. Всего в клас­сифика­ци­он­ной схеме Дж. Гилфорда 5 х 4 х 6 = 120 факторов.  В настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т.е. подобраны соответствующие тесты для их диагностики. Концепция Дж. Гилфорда широко исполь­зуется в США, особенно в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать и направлять его на развитие способностей. Модель "SOI" апробирована в Иллинойском университете при обучении 4-5-летних детей. Главным достижением Дж.Гилфорда многие иссле­дователи считают разделение дивергентного и конвер­гентного мышления. Первое связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по пред­по­ложению Дж.Гилфорда, является основанием творческости. Второе - конвергентное мышление - направ­лено на поиск единственно верного результата и диаг­ности­руется традиционными тестами интеллекта. 

Модель Р.Кэттелла Культурно-свободный тест интеллекта Р.Б. Кеттелларазработан­ный Р. Б. Кеттеллом и А. К. Кеттелл, впервые был издан в США в 1949 году, переиздавался в 1956 и 1966 гг. Тест измеряет уровень общих способ-й с высокой степенью физиолог-й (наследственной) детерминированности, которые, в частности, проявляются в деятельности, направленной на приспособление к новым ситуациям. Предназначен для измерения уровня интеллект-го развития, независимого от влияния факторов окруж-й среды (культуры, образования и т. д.), т. е. «чистого» интеллекта.

Имеется три варианта теста:

а) для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых;

б) для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высшего обр. (2 параллельные формы А и В);

 в) для уч-ся старших классов, студентов и взрослых с высшим образ-м (две паралл-е формы А и В).

Первый вариант состоит из 8и субтестов, 4 из которых рассматриваются автором в качестве «свободных от влияния культуры»: 1) «подстановка»; 2) «классификация»; 3) «выбор называемых предметов»; 4) «лабиринты»; 5) «картинки с недостающими деталями»; 6) «выполнение указаний»; 7) «загадки»; 8) «определение сходства». Время решения всех заданий — 22 мин.

Второй и третий варианты состоят из 4х субтестов и отличаются лишь уровнем трудности:

«Серии» — распознание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур;

«Классификация» — определение общих черт, особенностей фигур;

 «Матрицы» — дополнения к комплектам фигур;

 «Условия» — перестановка фигур, первоначально расположенных в определенном порядке (требуется отметить точкой один из данных на выбор рисунков с соблюдением условий, заданных по образцу). Время, отводимое на решение всех заданий, — 12,5 мин.

Процедура проведения: В стимульном материале перед каждой частью методики и перед каждым субтестом сформулированы инструкции. Все инструкции зачитываются вслух экспер-м, который объясняет неясные моменты испытуемому. Все тесты имеют примеры, и поэтому перед началом работы с тестом тестируемый учится решать задачи из "Примеров" вместе с иссл-м, а затем допускается к решению тестовых задач в условиях определенного времени. При решении заданий из пяти предлож-х вариантов ответов, которые обозначены буквенно, надо выбрать только один правильный и отметить его в бланке ответов, вычеркнув соответствующую букву. Перед началом работы над каждым тестом экспер-р засекает время. По его истечении он останавливает испыт-о с просьбой отложить в сторону бланк для ответов.

Анализ и интерпретация тест-я сверяются с ключом. Затем подсчитывается количество правильных ответов по каждому тесту и их общая сумма в первой и второй части методики. Суммы баллов обеих частей также складываются, полученный результат является сырым баллом, который переводится в стандартную оценку IQ при помощи таблицы возрастных норм.

Считается, что средняя норма находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него - об отставании в умственном развитии. Стимульный материал культурно-свободного теста на интеллект в графических формах.