logo search
гос

48. Раскройте основные психометрические характеристики психодиагностических методов.

ТЕТРАДЬ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ (ЛЕКЦИЯ ЗА 24.09)

Психометрика - область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии.

Принципы конструирования психодиагностических тестов.

  1. необходимо четко представлять себе то психологическое свойство, которое будет измерять будущий тест (ни один тест не создается "с нуля", обычно за его созданием стоит длительная научная работа по изучению тематического материала);

  2. тест должен наиболее полно отразить все стороны измеряемого психологического свойства через минимальное количество заданий;

  3. тест должен соответствовать целевой группе, на которую он направлен (разрабатываются задания соответствующей сложности и доступности для разных возрастных групп, для людей с различными психическими нарушениями, для представителей разных национальных и языковых групп. Если тест предлагается к проведению в другой языковой группе или стране, его необходимо адаптировать. К адаптации относятся не только перевод заданий, но и перестройка фраз, понятий, замена фразеологизмов, пословиц и поговорок на аналогичные им в данном языке. Смысл вопросов должен передаваться с учетом религиозных взглядов данной группы);

  4. необходимо учитывать и некоторые эффекты, наблюдаемые при заполнении людьми тестовых заданий (так называемый эффект социальной желательности срабатывает тогда, когда человек в своих ответах хочет представить себя в лучшем свете. Многие тесты содержат "шкалу лжи", однако, и это не всегда помогает (человек находит одинаковые вопросы, держит в памяти свои ответы));

  5. подмена цели теста в инструкции, если эта цель вообще открывается испытуемому (тогда человек, отвечая на вопросы, показывает себя хорошо с одной стороны (ложная цель) и дает более или менее достоверные сведения о другой стороне (истинная цель), которая на самом деле измеряется данным тестом);

  6. существуют и требования к формулировке вопросов, к порядку их расстановки в тесте (они опять же зависят от целевой группы, на которую тест рассчитан).

Стандартизация психодиагностических тестов.

Стандартизация – совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации).

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

Количественный результат как таковой ничего не дает. Его нельзя интерпретировать без определения критерия. Для его определения исследование проводят на большой выборке (ее называют выборкой стандартизации и ее численность, как правило, не меньше 200 человек) и вырабатывают нормы: высокий, средний, низкий. Социально-психологический норматив - это система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Человек должен овладеть этими нормами и занять определенное место в социуме. Например, нравственное развитие, умственное развитие. Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

Очевидны три потенциальных преимущества стандартизированных психологических тестов:

  1. стандартизированные тесты часто имеют более высокое качество;

  2. проведение стандартизированных обследований может освободить психологов и др. специалистов от траты времени на конструирование тестов и дает им возможность заняться терапией, обучением, и интерпретацией результатов;

  3. использование стандартизированных измерений облегчает общение психологов друг с другом.

Недостаток стандартизированных процедур: из-за своей доступности, стандартизированные тесты иногда используют в неподходящих ситуациях. Стандарты для образовательных и психологических тестов дают общие рекомендации относительно процедуры, к-рым должны следовать издатели и пользователи тестов, для того, чтобы гарантировать применение стандартизированных процедур. Контроль за процедурой проведения тестов в значительной степени достигается за счет инструкций, приведенных в руководствах по тестам. Что касается процедуры оценки, то в «Стандартах» указано, что желательно, чтобы детальные инструкции как для субъективных, так и объективных тестов были помещены в руководстве по тесту, и, в случае субъективно градуированных тестов, следует указать результаты исслед. степени согласия лиц, проводящих оценку. Заключительным моментом Стандартизации теста яв-ся разработка норм теста. Эти величины, в сочетании с данными о надежности и валидности, позволяют психологам надлежащим образом интерпретировать результаты, полученные в результате тестирования. Тесты можно приравнять к др. аналогичным тестам, так, чтобы сравнивать их результаты друг с другом.

Надежность психодиагностических тестов.

Надежность - согласованность результатов, полученных при каждом повторном выполнении теста одним и тем же испытуемым, с результатами его первого тестирования. (Способность выдавать одни и те же результаты в разных условиях проведения теста).

Тест должен обладать надежностью. Этот показатель определяет независимость результатов теста от действия случайных факторов. Этих факторов множество, их трудно контролировать:

Валидность психодиагностических тестов

Валидность - степень соответствия теста своему назначению измерять то, для чего он создан; действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен.

Выделяется несколько типов валидности:

1. Очевидная валидность. Оценивается общее соответствие теста его назначению.

Это несомненная, бесспорная валидность, проявляющаяся явно, не требующая доказательств в своем существовании, устанавливаемая без применения специальных процедур. Означает, что впечатление, которое создается у неспециалистов при знакомстве со стимульным материалом и сугубо внешней стороной тестирования, соответствует заявленному содержанию метода.

2. Содержательная валидность. Предмет определенного психологического исследования может складываться из нескольких элементов. Тест, используемый в данном исследовании, должен содержать задания для оценки максимально возможного числа этих элементов. Т.е. насколько полно тест выявляет все стороны этого свойства. (Например, объектом психологического исследования могут быть вербальные способности. Для их диагностики применяется вербальный тест. Для того чтобы быть валидным по содержанию, этот тест должен включать в себя задания, дающие возможность оценить характер и степень использования системы языка на всех уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом (в том числе словообразовательном и синтаксическом). Содержательная валидность оценивается с помощью метода экспертных оценок.

3. Конструктная (концептуальная или понятийная) валидность. Отражает степень соотнесения результатов теста для оценки определенного свойства личности с базовыми для него теоретическим представлениям о данном свойстве, которые и объясняют результаты тестирования. Т.е. можно этим тестом определить это свойство или нет.

4. Критериальная валидность. Позволяет соотнести результаты тестирования с оценками этого же свойства, но полученными другими способами, например, через наблюдение или через анализ продуктов деятельности.

Достоверность тестаэто устойчивость результатов теста по отношению к фальсификации, т. е. сознательным или бессознательным мотивационным искажениям результатов со стороны испытуемого. К таким искажениям относится склонность давать социально одобряемые ответы.

Статистическая норма - средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства. Нормой является близость значений к показателю, который характеризует статистически среднего индивида. При нормальном распределении статистическая норма описывается как среднее плюс/минус сигма, или стандартное отклонение.