5. Благоприятный психологический климат
Наконец, благоприятный психологический климат в коллективе является фактором, существенно снижающим уровень конфликтности персонала. Качество и производительность трудовой деятельности во многом зависят не только от совершенства ее организации, оснащенности, условий, но и от сплоченности коллектива, от характера взаимоотношений в нем, царящей эмоциональной атмосферы. Часто именно дружелюбие, товарищеская взаимопомощь, взаимовыручка, преобладание положительных эмоций, простота отношений являются основой для формирования таких важных социально-психологических феноменов, как трудовой энтузиазм. Эмоциональный настрой, доминирующие настроения, эмоциональная окраска настроений самым серьезным образом влияют на организованность, эффективность труда, как индивидуального, так и коллективного.
На климат в организации влияет множество факторов: стиль руководства, мотивы трудовой деятельности, характер взаимоотношений персонала, удовлетворенность, моральные нормы, сплоченность, организованность, численность коллектива, время совместной трудовой деятельности, половозрастной состав, наличие неформальной структуры и пр.
Важным условием снижения конфликтности личности является ее ориентация на высокие, но объективно обоснованные эталоны деятельности или поведения. В данном случае эталонные модели должны иметь структурированный набор личностных качеств, которые обеспечивают высокую эффективность деятельности, высокий уровень профессионализма или достижение в деятельности значимого социально-позитивного эффекта.
Таковы основные организационно-управленческие условия, препятствующие проявлению конфликтности личности. Психологическое содержание их сходно: они являются дополнительными социальными нормами регуляции поведения, нравственными и этическими «ограничителями», повышающими уровень рефлексивной организации деятельности и поведения. Нами выделены наиболее существенные и типичные условия для большинства организаций и имеющие более тесную корреляцию с конфликтностью личности.
- Введение
- Тема 1 конфликты: общие характеристики
- 1.1. Определение конфликта
- 1.2. Виды конфликтов
- 1.3. Социальные конфликты
- Субъекты и участники конфликта
- Объект конфликта
- Основные виды социальных конфликтов
- Классификация конфликтов
- 1.4. Основные стадии развития конфликта
- 1.5. Межличностные конфликты
- 1.5.1. Определение и факторы возникновения межличностного конфликта
- 1.5.2. Стили поведения субъектов в ситуации конфликта
- 1.6. Внутриличностные конфликты
- Осознанные внутренние конфликты
- Неосознанные внутренние конфликты
- Тема 2 конфликты в медицине
- 2.1. Уровни конфликтов в медицине
- 2.2. Противоречия, из-за которых возникают конфликты в системе здравоохранения
- 2.3. Конфликты в системе врач – больной
- 2.4. Причины и условия возникновения конфликтов в медицине
- 2.5. Стороны и предмет конфликта в медицине
- Тема 3 технологии разрешения конфликтов.
- 3.1. Методы разрешения межличностных конфликтов
- 3.2. Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
- 1. Выверенная кадровая политика
- 2. Высокий авторитет руководителя
- 3. Наличие в коллективе высокой организационной культуры
- 4. Престиж деятельности и организации
- 5. Благоприятный психологический климат
- 3.3. Переговоры – основа разрешения разногласий и конфликтов
- 3.4. Стадии переговоров
- 3.5. Стратегии и типы переговоров
- Тема 4 разрешение производственных конфликтов
- 4.1. Возможности разрешения
- Производственных конфликтов
- 4.2. Способы предупреждения производственных конфликтов
- 4.3. Технологии предупреждения конфликтов сотрудников
- 4.4. Технологии нормализации взаимоотношений
- 4.5. Избегание конфликтов на работе
- 4.6. Установление отношений с коллегами по работе
- 4.7. Сплетни на работе и их влияние на производственный микроклимат
- Тема 5 Агрессия и конфликты
- 5.1. Определение и виды агрессии
- 5.1.1. Агрессия: определение
- 1. Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению.
- 5.1.2. Структурные компоненты агрессии
- 5.1.3. Типология агрессии и агрессивности
- Категории агрессии по Бассу
- 5.1.4. Факторы, детерминирующие агрессию
- 5.2. Основные теории агрессии
- Психоаналитический подход з. Фрейда
- Эволюционный подход к. Лоренца
- Фрустрационная теория агрессии (д. Доллард, н. Миллер)
- Поведенческий подход к агрессии (а. Басс, а. Бандура)
- Теория социального научения а. Бандуры
- Когнитивный подход к агрессии л. Берковица
- Теория переноса возбуждения д.Зильманна
- 5.3. Становление агрессивного поведения в детском возрасте
- Семья как реальный пример агрессивного поведения.
- 1. Факторы, определяющие агрессивное поведение ребенка в семье.
- 2. Физическое наказание как средство воспитания.
- Взаимодействие со сверстниками как источник агрессивного поведения
- Сми как символический пример агрессивного поведения
- 5.4. Методы исследования агрессии
- 5.5. Определение и типология аутоагрессии
- 5.6. Методы профилактики агрессии
- 6.1.2. Суицидальное поведение: основные теории
- Зигмунд Фрейд
- Карл Меннингер
- Альфред Адлер
- Карл Юнг
- Джеймс Хиллмен
- Герри Стек Салливен
- Карен Хорни
- Эмиль Дюркгейм
- Норман Фейбероу
- Эдвин Шнейдман
- 6.2. Этапы формирования суицидального поведения
- 6.3. Виды суицидального поведения
- 6.4. Пресуицидальный и постсуицидальный периоды
- 6.4.1. Предсуицидальный период
- 6.4.2. Постсуицидальный период
- 1. Критический.
- 2. Манипулятивный.
- 3. Аналитический.
- 4. Суицидально-фиксированный тип постсуицидального периода.
- 6.5. Аутодеструктивное поведение
- 6.6. Методы профилактики суицидального поведения. Оценка риска самоубийства.
- Признаки повышенного риска самоубийства:
- Антисуицидальные факторы:
- Предотвращение самоубийств
- Правовые и моральные вопросы
- Прогноз суицидального поведения психически больных
- Меры профилактики суицидального поведения в амбулаторных условиях
- Лабораторное занятие №1
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению к. Томаса
- Текст опросника к.Н.Томаса (адаптация н.В.Гришиной).
- Методика диагностики межличностных отношений т. Лири
- Текст опросника т. Лири
- Регистрационный бланк теста т. Лири
- Какой я есть
- Регистрационный бланк теста т. Лири
- Каким я хочу быть
- Лабораторное занятие №2
- Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки
- Текст опросника Басса-Дарки
- Регистрационный бланк опросника Басса-Дарки Фамилия, и.О. ______________________________________
- Возраст _____
- Ключ опросника Басса-Дарки
- Тест «Несуществующее животное»
- Лабораторное занятие №3
- Основная литература