logo search
Литература / Лубовский Введение в мет

3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки

В этом параграфе мы воспользуемся определениями методологического знания разного уровня, которые были изложены в данной главе. Рассмотрим несколько общепсихологических теорий с точки зрения того, ка­кие методологические предпосылки были заложены в основу этих теорий и какие выводы для методологии науки могут быть из них сделаны. Влияние этих теорий на дальнейшее развитие психологии было настолько велико во многом потому, что выводы и следствия из этих теорий очень разносторонни и относятся к мето­дологическому знанию разного уровня (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Методологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории Л. С. Выготского

Уровень методологиче­ского знания

Предпосылки

Результаты

Философско-

мировоззренческий

уровень

Исторический матери­ализм К. Маркса и Ф.Энгельса

Преодоление рез­кого разграничения материальной и идеальной форм

Общенаучный уровень

Системная мето­дология в иссле­довании психики

Конкретно-научный уровень

Клиническая психо­логия, методы лите­ратуроведения

Программа по­строения культур­но-исторической психологии

Уровень процедуры и техники исследования

Классическая тесто-логия и педологиче­ская диагностика

Формирующий эксперимент

В табл. 3.2 представлены методологические предпо­сылки культурно-исторической теории Л. С. Выготского: и те решения методологических проблем науки, кото­рые были предложены Выготским или очевидно следу­ют из его теории. Философско-методологической основой культур­но-исторической психологии, как было отмечено, стал марксизм. Кроме того, Выготский прекрасно знал за­рубежную философию того времени и русскую фило­софию Серебряного века. В рамках культурно-истори­ческой теории Выготским были поставлены некото­рые существенные философские проблемы. Одна из них, как показал В. П. Зинченко, проанализировав культурно-историческую теорию, — диалектика ма­териального и идеального, внутреннего и внешнего. В связи с культурно-исторической теорией возника­ют ряд философских вопросов, например: можно ли считать знак, который имеет материальные носите­ли, но при этом наделен для человека определенным значением (т. е. идеальным содержанием), сугубо материальным объектом? Другой вопрос связан с объективацией аффективно-смысловых образова­ний в идеальной форме. Объективацией в идеальной форме субъективных состояний души человека явля­ются произведения искусства. Создание человеком орудий труда В. П. Зинченко, вслед за П. А. Флорен­ским, рассматривает также, как объективацию идеаль­ного. Очевидно, что из культурно-исторической теории следует вывод о неправомерности жесткого противопо­ставления материального и идеального, внешнего и внутреннего, как это характерно для классической пси­хологии. В этом также проявляется неклассичность под­хода Выготского к данной проблеме. Это лишь один из философских итогов культурно-исторической теории.

У культурно-исторической теории не было яв­ных предпосылок на общенаучно - методологиче­ском уровне. Все названные нами общенаучно - ме­тодологические подходы при жизни Выготского либо еще только разрабатывались, либо не существовали вообще. Общенаучно - методологическое значение тео­рии Л. С. Выготского состоит в том, что в ней впервые в отечественной психологии был реализован систем­ный подход к изучению психической реальности. Так, В. Н. Садовский (1981) показал, что идеи Л. С. Выготского во многом предвосхитили общую теорию систем Л. фон Берталанфи, созданную только в 40-е гг. Сопо­ставление взглядов Л. С. Выготского и Н. А. Бернштей-на показывает, что они утверждали системно-структур­ный подход к изучаемой реальности, исходили из того, что целое не равно сумме частей (Зинченко, 1981).

Можно назвать достаточно много конкретно-науч­ных методологических предшественников культур­но-исторической психологии Л. С. Выготского. Это гешталыпсихология, клиническая психология первых десятилетий XX в., только зарождавшаяся теория интел­лекта Жана Пиаже. Методологическое значение куль­турно-исторической теории Л. С. Выготского в том, что она была и по сей день остается значительнейшей в оте­чественной психологии исследовательской программой, которая, пользуясь терминами И. Лакатоса, до сих пор не исчерпала свой эвристический потенциал.

Культурно-историческая психология как иссле­довательская программа трактуется разными автора­ми по-разному. Это вполне естественно, поскольку она достаточно многосторонняя и гибкая настолько, чтобы быть применимой к решению разных проблем. Можно долго перечислять одни только отрасли пси­хологии, где теория Выготского стала применяться как исследовательская программа. Еще при жизни Выготского культурно-историческая теория успешно применялась в детской психологии, в дефектологии, в исследовании развития мышления в онтогенезе.

Методологическое значение культурно-истори­ческой теории для разработки новых процедур и тех­ник исследования так/:е очень велико. Выготский предложил принципиально новый метод психоло­гического исследования — формирующий экспери­мент. Методики «двойной» стимуляции стали широ­ко распространенным приемом для изучения опосредования. Одна из важнейших идей Выготского касается методологии педологического диагноза (для Выготского это означало прежде всего психологиче­ский диагноз). По его мнению, диагноз должен быть структурным, т. е. раскрывать причины аномального развития, показывать соотношение первичного и вто­ричного дефектов. Очевидно, что методология проце­дур и техник исследования, созданная Л. С. Выготским, развивается в современной российской психологии (Бурлакова, 2001, Возрастно-психологический под­ход... 2002) и будет развиваться дальше.

В табл. 3.3 показаны методологические предпо­сылки и выводы теории поля К. Левина.

Таблица 3.3

Методологические предпосылки и выводы психологической теории поля К. Левина

Уровень методоло­гического знания

Предпосылки

Выводы

Философско-ми-ровоззренческий уровень

Феноменология Э. Гуссерля

Значение частного случая для теорети­ческого обобщения как гносеологиче­ская проблема

Общенаучный уровень

Физическая теория поля как язык опи­сания психических явлений

Возможность перено­са понятийных систем из одной наукив другую в качестве языка описания

Конкретно-науч­ный уровень

Исследовательская программа гештальт-психологии

Три конкретно-на­учные методологи­ческие программы (Леонтьев, 2001)

Уровень процеду­ры и техники исследования

Эксперименты в гештальт-психологии

Метод эксперимен­тальной пробы в исследованиисвойств личности, ме­тод группового тре­нинга

Как видно из таблицы, одной из главных философско-методологических основ для К. Левина стала феноменология Э. Гуссерля. В работах самого К. Левина ставятся значительные философские проб­лемы: законосообразность психического, диалектика

единичного, особенного и общего. К. Левин ставит эту проблему в связи с обсуждением принципиальной воз­можности изучать законы науки на единичных случаях. В качестве общенаучной методологии для К. Ле­вина выступила физическая теория поля и математиче­ская топология, из которой К. Левин перенес в психо­логию язык описания психических явлений. В совет­ской литературе прошлых лет иногда встречалось поверхностное и несправедливое обвинение К. Ле­вина в физическом редукционизме (к этому понятию мы еще вернемся в следующей главе). Необходимо под­черкнуть, что термины физической теории поля и мате­матической топологии для Левина просто язык описа­ния, а не модель для объяснения психического.

Общенаучно - методологическое значение теории К. Левина в том, что он одним из первых среди психо­логов осуществил перенос общенаучной методологии из другой науки в психологию. Впервые К. Левин заме­нил понятие притягательности объекта понятием ва­лентности (1933) (Леонтьев, 2001), т. е. задолго до того, как перенос общенаучно-методологических схем из од­ной науки в другую стал распространенным явлением.

Конкретно-научная методология К. Левина пред­ставляет три преемственные между собой, но сущест­венно различающиеся исследовательские программы (Леонтьев, 2001):

  1. «Галилеевская психология» (1917—1931). Основные идеи этой программы — законосообразность психи­ки, возможность изучать законы психики на мате­риале единичного случая, сдвиг акцента с природы объекта на анализ его взаимосвязей с другими объ­ектами. Галилей одним из первых стал утверждать, что любой объект проявляет свои свойства во взаи­модействии с другими объектами, отсюда и назва­ние данной методологической программы. Несмот­ря на неклассичность этой программы, Левин в то время рассматривал психологию как естественнуюнауку, близкую к биологии, а идеалом научности для него была физика.

  2. «Психологическое поле» (1931 — 1940) является программой изучения субъективной ситуации индивида. Для ее описания и понадобился язык те­ории поля и математической топологии. Была на­мечена методология изучения личности (см. анти­номию «полевое — волевое поведение»). Данная исследовательская программа является еще более неклассической, а физика перестает для К. Левина быть идеалом научности

  3. Построение общего методологического подхода, универсально применимого в различных отраслях психологии (1935—1947). На этом этапе, по словам Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой, изменяется задача: «...она состоит теперь не в построении всеохватыва­ющей психологической теории... а в выработке конк­ретно-методологических принципов, которые могут использоваться в разных проблемных областях пси­хологии» (Леонтьев, 2001. С. 14). К. Левин создает конструктивный метод — способ представления ин­дивидуального случая с помощью ограниченного на­бора элементов, в число которых входит субъектив­ное видение ситуации ее участниками. Работы К. Ле­вина конца 30—40-х гг. показывают применимость конструктивного метода в возрастной психологии, психологии групп, психологи управления.

Все три исследовательские программы имеют об­щие черты, а именно: признание значимости от­дельного случая и внимание к субъективным характе­ристикам ситуации.

Уровень процедур и техник исследования также раз­рабатывался К. Левиным и его учениками, начиная с Б. В. Зейгарник, А. Карстен, Т. Дембо, Ф. Хоппе и др. -До сих пор психологи широко используют методики, со­зданные под руководством 1С Левина. В первые пятнад­цать лет своей работы К. Левин развивает идею новойисследовательской процедуры — индивидуального ми­ни-эксперимента, направленного на изучение действий, аффектов, динамики мотивов. До К. Левина в психоло­гии не было подобных исследовательских техник.

В рамках третьей методологической программы К. Левин создает новый вид эксперимента, отличаю­щийся активной позицией экспериментатора и отсутст­вием ролевой позиции испытуемого. Д. А. Леонтьев и Е. Ю. Патяева отмечают, что от классического экспери­мента здесь осталась только «наивность» (неосведом­ленность о реальных целях исследования) испытуемого. Исследовательские методы, созданные К. Левиным в последние годы жизни, еще дальше уходят от классиче­ского идеала научности — экспериментальной ситуа­цией становится постоянно действующий семинар пси­хологов, на котором обсуждается то, что и составляет предмет изучения — взаимоотношения в группе при различных стилях руководства. В целом можно сказать, что на протяжении всех тридцати лет своей научной ра­боты К. Левин последовательно создавал неклассиче­скую методологию психологической науки.

В табл. 3.4 представлены методологические предпо­сылки и выводы теории интеллекта Ж. Пиаже.

Таблица 3.4

Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта Ж. Пиаже

Уровень методологи­ческого знания

Предпосылки

Выводы

Философско-

мировоззренческий

уровень

Идеи А. Бергсона, развитие философ­ской эпистемоло­гии в нач. XX в.

Значение генетиче­ской эпистемоло­гии для общей тео­рии познания

Общенаучный уровень

Структурализм, логика Б. Рассела и А. Уайтхеда

Возможности структурной мето­дологии в изучении интеллекта

Уровень методологи­ческого знания

Предпосылки

Выводы

Конкретно-научный уровень

Исследования ин­теллекта А. Бине и Т. Симона, Л. Термена и др.

Стадиальная теория интеллекта как исследовательская программа

Уровень процедуры

и техники

исследования

Тесты интеллекта Бине и Симона, Стэнфорд — Бине.

Метод эксперимен­тальных проб и экс­периментальной беседы

Философско-методологической предпосылкой ге­нетической эпистемологии Ж. Пиаже стала общефило­софская эпистемология, где в первые десятилетия XX в. наметился переход от изучения познания как состояния к изучению познания как процесса. Проведенный Пиа­же анализ философско-эпистемологических концепций показал, что без ответа на вопрос о том, как развивается познание в онтогенезе, невозможна полноценная фило­софская теория познания.

В качестве общенаучной методологии, как уже было сказано, Пиаже взял за основу структурализм. Работы Пиаже показали большие возможности структурной ме­тодологии в исследовании интеллекта. Математическая логика была взята Пиаже как язык описания группиро­вок интеллектуальных операций. Нередко теорию Пиа­же обвиняют в логическом редукционизме. Правомер­ность таких обвинений будет обсуждена в следующей главе.

На уровне конкретно-научной методологии Пиаже предшествовали теории интеллекта, в которых был по­следовательно реализован классический идеал научно­сти. Это очевидно по традиционным представлениям о генетической обусловленности и врожденности интел­лекта, созданным еще Ф. Гальтоном, а также представле­ниям о развитии интеллекта как непрерывном процессе изменений количественного характера. Конкретно-ме­тодологическое значение теории Пиаже в том, что ин­теллект представлен в ней как развивающаяся функция В чем состоит, по М.К. Мамардашвили, допуще­ние Абсолютного наблюдателя?

В изучении интеллекта Пиаже делает акцент на качест­венных характеристиках. К ним относятся структурные особенности интеллекта на разных стадиях развития, последовательность появления у ребенка представлений о времени, пространстве и т. д.

Ж. Пиаже внес огромный вклад в разработку уровня процедуры и техники исследования. Как из­вестно, им были разработаны методики экспери­ментальной пробы и экспериментальной беседы, направленные на выявление качественных характе­ристик интеллекта на разных стадиях развития. За­вершая рассказ о методологических аспектах тео­рии Пиаже, отметим, что К. Роджерс, противопос­тавляя гуманистический подход в человекознании естественно - научному, называл Ж. Пиаже одним из создателей гуманистического подхода. Естествен­но - научный подход в изображении Роджерса при­мерно соответствует классическому идеалу научно­сти, гуманистический подход имеет некоторые зна­чимые признаки неклассического.

Обобщая рассказ о великих психологах XX в. как методологах науки, подчеркнем, что все они (каж­дый по-своему, в своей области психологии) созда­вали неклассическую методологию науки. На всех уровнях научного знания они создавали идеалы на­учности, разрабатывали исследовательские про­граммы и методы, но все, что было ими создано, так или иначе, соответствует идеалам неклассической науки.