logo
Литература / Лубовский Введение в мет

4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии

Итак, теоретическое знание в науке, в том числе и в психологии, бывает нескольких видов: теории, за­коны, закономерности, модели, классификации, ти­пологии. Один из простейших видов теоретического знания — типологии. Именно такое теоретическое знание, по Дж. Келли, человек формулирует для себя на протяжении всей жизни, решая различные жиз­ненные задачи. Конструкт, по Келли, не что иное, как простейшая дихотомическая типология, построен­ная на некотором основании, имеющем два полю­са-антонима. Однако не следует думать, что создание типологии — второсортная теоретическая работа. Некоторые теоретические исследования, результа­том которых является создание типологии, представ­ляют собой сложную теоретическую работу или зна­чительное эмпирическое исследование, направлен­ное на выявление тех параметров, которые могут стать основанием для классификации. Удачные клас­сификации прочно входят в психологическую науку. Как пример можно назвать типологию переживания, созданную Ф. Е. Василюком (1984) на основе глубо­кого теоретического анализа.

Основанием для классификации могут стать жи­тейские и профессиональные наблюдения. В этом случае типология создается как эмпирическое обобще­ние. Обобщения такого вида не имеют оснований в виде теоретических конструктов, по которым класси­фицированы объекты. Примеров можно привести достаточно много, особенно из психологии семейных отношений и семейной психотерапии. Эта об­ласть психологии, в силу своей специфики, является в своем роде заповедником эмпирических обобще­ний и теорий ad hoc.

Примером эмпирических обобщений могут быть типологии семей, нуждающихся в помощи семейно­го терапевта (Спиваковская 1986; Минухин, 1998). Яркий пример теории ad hoc «теория супружеской неверности» Э. Аронсона (Гозман, 1987). Однако от эмпирических обобщений возможен переход к теоре­тическим обобщениям и соответственно создание ти­пологий, основанных на теоретических конструктах.

Автор неоднократно проводил со студентами на занятиях по методологическим проблемам психоло­гии такое упражнение. Предлагается выбрать челове­ческое качество, о котором у любого человека есть некоторое представление, но в терминах психологии это качество пока недостаточно осмыслено и не су­ществует психологических типологий людей, облада­ющих данным качеством. Среди таких качеств можно назвать доброту, порядочность, справедливость, рас­судительность и т. д.

Возьмем в качестве примера доброту как черту, про­являющуюся во взаимоотношениях человека с другими людьми. Предлагается дать определение доброты, ска­зать, какого человека можно назвать добрым. Проана­лизировав несколько определений, данных, что на­зывается, навскидку, можно выделить те качества, которые постоянно называются как атрибуты добро­ты. Например, добрый человек — тот, кто делает дру­гим добро, не надеясь на выгоду, тот, кто благожела­телен к другим людям, не сделает ничего дурного тому, кто не вызывает у него симпатию. Наиболее близким к этим определениям конструктом, который операционализирован в психологии, является дру­желюбие по соответствующей двухполюсной шкале опросника Т. Лири. Антиподом дружелюбия, поТ. Лири, является враждебность, что также согласует­ся с обыденно-житейскими представлениями. Таким образом, один из факторов, образующий типологию, найден. Другие факторы определяются весьма умо­зрительно. Это могут быть, например, доминирова­ние — подчинение, которые также представлены в опроснике Т. Лири в виде одного из параметров, и доминирующая функция сознания — мышление или чувства по Юнгу. Получившуюся типологию можно представить в виде трехмерного пространства, в кото­ром имеются три измерения: дружелюбие — враждеб­ность, доминирование — подчинение и мышление — чувства как доминирующая функция сознания.

Следует подчеркнуть, что приведенный пример является условным и в реальных научных исследо­ваниях параметры для типологизации изучаемых объ­ектов так не выделяют. Параметры могут быть выделе­ны путем теоретического анализа предшествующих исследований по данной проблеме. Другой путь для выделения искомых параметров — эмпирическое ис­следование, которое может быть проведено с помо­щью психосемантических методов или на материале сочинений на тему об изучаемом объекте. Обычно в таком исследовании принимает участие очень боль­шая выборка испытуемых. Высказывания испытуе­мых об изучаемом объекте обрабатываются при по­мощи факторного анализа, что позволяет выделить искомые факторы, на основе которых может быть по­строена типология. В основе такого исследования — исходное допущение о том, что типологизация изуча­емых объектов возможна на основе факторов, выде­ленных из языка, который рассматривается в данном случае как отражение обыденного сознания. Пример­но таким путем были получены некоторые известные теоретические модели личности («Большая пятерка», многофакторная модель личности Р. Кеттелла), были выделены три параметра родительского отношения кребенку и создана трехмерная типология, похожая на рассмотренную нами (Столин, 1983; Спиваковская, 1986). В исследовании В. В. Столина и А. С. Спива-ковской исходные параметры для типологизации были выделены на основе контент-анализа и факто­ризации данных сочинений «Мой ребенок», напи­санных родителями, и результатов по методике нео­конченных предложений. Созданная на основе трех параметров («симпатия — антипатия», «уважение — неуважение», «близость — отдаленность»), стала до­статочно известна и используется для анализа родительско-детских отношений.