logo
Литература / Лубовский Введение в мет

3.3. Уровень конкретно-научной методологии

В этом параграфе мы не станем подробно останав­ливаться на изложении конкретно-научных методо­логических программ, а подытожим уже сказанное. Итак, конкретно-научная методология задает опре­деленное направление исследований в данной облас­ти, в ее рамках проводятся конкретные исследования, в которых реализуются более общие принципы конк­ретно-научного методологического подхода. К конк­ретно-научной методологии относятся теоретические схемы, которые достаточно универсальны по отно­шению к объектам конкретной науки, т. е. могут быть применены для объяснения и изучения самых разно­образных объектов, изучаемых данной наукой. Конк­ретно-научная методология становится теоретиче­ской основой для создания исследовательских про­цедур и техник. Несколько конкретно-научных методологических подходов проанализировано в за­ключительном параграфе данной главы.

Мы остановимся на двух проблемах: критериях оценки того или иного конкретно-научного методо­логического подхода и тенденциях развития этого вида методологического знания в современной пси­хологии.

Один из критериев для оценки любого конкрет­но-научного методологического подхода — его объ­яснительный и предсказательный потенциал. Он за­висит от того, насколько правомерно распростране­ние выводов данной теории на более широкий круг явлений, чем те, на материале которых была создана теория. Яркий пример теории с большим объяснительным и предсказательным потенциалом — психо­анализ 3. Фрейда. Как известно, он был создан на ма­териале психотерапии людей, страдающих истериче­ским неврозом. Однако объяснения и предсказания в рамках психоанализа могут быть распространены на неизмеримо более широкую область. Среди извест­ных психологических теорий далеко не все обладают этим свойством.

Другим критерием оценки конкретно-научной методологии является ее эвристический потенциал. С этим понятием мы уже познакомились, излагая взгляды И. Лакатоса. Эвристический потенциал — показатель того, насколько данная теория перспек­тивна как исследовательская программа. Среди ис­следовательских программ отечественной психоло­гии непревзойденной в этом смысле является куль­турно-историческая теория Л. С. Выготского, которая и через почти семьдесят лет после ее создания остается источником идей для новых направлений в психоло­гии и новых исследовательских проектов. Надо ска­зать, что создание Л. С. Выготским своей исследова­тельской программы стало возможным для него благодаря проведенному им глубокому анализу и философско-методологического базиса, и конкрет­но-научной методологии, и методик психологии того времени.

Развитие конкретно-научной методологии в со­временной психологии идет по линии отхода от классического идеала научности и классических представлений о научном познании и перехода к не­классическим. Такая тенденция прослеживается в различных отраслях психологии и будет рассмотре­на подробнее в связи с особенностями постнеклас-сической науки (см. гл. 4). Конкретно-научная мето­дология Л. С. Выготского — неклассическая по своей сути. В самом деле, работа ученого или практика на­правлена на изучение того, что не является врожденным свойством психической реальности и не имеется в ней на момент начала исследования. Психолог изу­чает психологические особенности человека (свойст­ва памяти, внимания, понятийного мышления) по внешним проявлениям тех психологических образо­ваний, которые возникли в экспериментальной ситу­ации. В этом смысле культурно-историческая психо­логия — психология артефактов (Пузырей, 1986). Слово «артефакт» используется в данном случае для обозначения той психологической реальности, что создается в ходе формирующего эксперимента. Та­кой подход к изучению психологической реальности совершенно нетипичен для классической психоло­гии. Анализ конкретно-научных методологических подходов Л. С. Выготского, К. Левина и Ж. Пиаже в конце данной главы показывает, что каждый из них по-своему создавал неклассическую методологию психологической науки.