logo
Литература / Лубовский Введение в мет

1.1. Определение методологии науки

Задача данного пособия — дать психологам пред­ставление о методологических основах психологиче­ской теории и практической психологии. Мы дадим краткое предварительное определение методологии как области науки, изучающей принципы и методы получе­ния и применения знания. Задача данной главы — ввес­ти те понятия, которые будут использоваться дальше во всем пособии.

Методология науки разрабатывает проблемы при­емов, способов и методов познавательной деятельно­сти (Зинченко, 1983). Методология понимается как учение о методе, который, в свою очередь, трактуется разными авторами по-разному: либо более широко, либо более узко. В более широком смысле слова метод рассматривается как путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных зна­ний. Так, в советской литературе по философии мож­но встретить словосочетания «марксистская методо­логия», «диалектический метод». Такая трактовка по­нятия «метод» является предельно широкой. В более узком смысле слова метод — способ (прием) научного познания или практической деятельности. Напри­мер, в психологии говорят о методе тестов, методе формирующего эксперимента, методе психоанализа, если речь идет о психотерапии. Под методом в дан­ном случае имеется в виду целая группа методик ис­следования или практической деятельности, имею­щих общие значимые признаки. Это один из вариан­тов использования понятия «метод» в узком смысле. Широкое и узкое понимание метода задает раз­личные трактовки понятия «методология»: либо как философско-мировоззренческих оснований позна­ния, либо как совокупности приемов, средств и про­цедур исследования. Крайности этих двух трактовок понятий «метод» и «методология» сняты М. В. Мостепаненко: «Метод — путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов)... Методология — учение о ме­тодах и принципах познания. Поскольку метод свя­зан с предварительными знаниями, методология, ес­тественно, делится на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания анализиру­ются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методо­логии непосредственно связана с философией и с ми­ровоззрением. В учении о способах и приемах иссле­дования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования» (цит. по: Зинченко, 1983. С. 7). Данное определение помогает понять, как соотносятся меж­ду собой методология и философия.

Методология, как и любая другая отрасль науки, имеет свою область исследований. А. П. Стеценко (1990) показывает, что под методологией понимают­ся различные области научных исследований: либо «работы, в которых обсуждаются принципы построе­ния и разрабатываются положения той или иной пси­хологической концепции, сопоставляются те или иные психологические понятия и теории», либо «определен­ный тип исследований, разрабатывающих всю сово­купность проблем, связанных со спецификой науч­ного знания (и стоящей за ним также специфичной научно-исследовательской деятельности) как цело­стной системы, а также со спецификой свойственных научному знанию форм организации (получения, от­чуждения, хранения, проверки и т. п.) в отличие от проблем, касающихся лишь отдельных теоретических обобщений» (Стеценко, 1990. С. 16).

За годы, прошедшие со времени написания цити­рованной работы, появилось немало методологических исследований, относящихся к первому из обозначен­ных направлений. Что касается работ, относящихся ко второму типу методологических исследований, то к на­стоящему времени можно назвать целый ряд публика­ций, где рассматривается специфика психологии как науки (Зинченко, 1997; Асмолов, 2002 и др.). Как правило, в таких исследованиях специфика психологии как науки рассматривается в перспективе построения психологии на основе некоторой исследовательской программы (например, культурно-исторической тео­рии Л. С. Выготского, психологической теории дея­тельности А. Н. Леонтьева и др.).

Давая определение методологии науки, следует отделить данную область знания от науки вообще, науковедения и мировоззрения. Такое разграничение поможет лучше уяснить специфику методологии как отдельной отрасли знания и понять, какие проблемы разрабатываются в ней. В. П. Зинченко и С. Д. Смир­нов отмечают, что недостаточная дифференциация этих понятий часто приводит к отсутствию содержа­тельного продвижения в разработке проблем методо­логии науки.

Наукой, как известно, называют область челове­ческой деятельности, основная функция которой — получение знаний о мире и их систематизация, на основе которой возможно построение научной кар­тины мира и научно обоснованной практики. Извест­ный методолог науки П. Фейерабенд писал, что на вопрос о том, что такое наука, существует бесконечно много ответов, но «каждый из них опирается на пред­положение о том, что существует особый научный метод, т. е. совокупность правил, управляющих дея­тельностью науки. Процедура, осуществляемая в со­ответствии с правилами, является научной; проце­дура, нарушающая эти правила, ненаучна» (Фейера­бенд, 1986. С. 127).

Методология, безусловно, является одним из ви­дов научного знания, но в ней разрабатываются лишь проблемы, связанные с принципами и методами по­лучения и применения знаний.

Философией называют научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания. Определенная часть философских зна­ний входит в структуру методологического знания. Какие именно философские принципы входят в ме­тодологию науки и какую роль они там выполняют — мы рассмотрим ниже.

Науковедением называют отрасль исследований, изучающую закономерности функционирования и раз­вития науки, структуру и динамику научной деятельно­сти, взаимодействие науки с другими социальными ин­ститутами и сферами жизни общества. В науковедении применяются методы истории, социологии, экономики, а некоторые науковедческие проблемы разраба­тываются с помощью методов психологии (напри­мер, вопросы научного творчества). Принципы и мето­ды получения знаний (т. е. то, что изучает методология) не становятся предметом науковедческих исследова­ний.

Наконец, мировоззрением принято называть сис­тему «взглядов на объективный мир и место в нем че­ловека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловлен­ные этими взглядами основные жизненные позиции» (Спиркин, 1983. С. 375). Нередко выделяют три вида мировоззрения как различные формы общественного сознания — обыденно-житейское, религиозное и фи­лософское. Но разграничение между ними весьма условно, поскольку для каждого человека его мировоз­зрение является сложным конгломератом и приобре­тенной жизненной мудрости, и усвоенных философ­ских знаний, и, для верующего человека, обобщением его религиозного опыта.

В деятельности психолога мировоззрение опреде­ляет его взгляд на человека, природу и пути развития его психологической реальности, сущностные харак­теристики его личности и т. д., создавая тем самым исходные предпосылки для постановки задач, выбо­ра методов работы и трактовки результатов. Но собст­венно методологическая работа не тождественна ми­ровоззрению.

В определении мировоззрения можно выделить несколько тенденций. Одна из них — отождествление мировоззрения и философских взглядов. В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов отмечают, что такая тенденция была характерна для советской философии прошлых лет, но в настоящее время не встречается. Другая тен­денция — резкое разграничение науки и мировоззре­ния. Этой точки зрения придерживается, например, А. М. Пятигорский: «Наука не может дать ответа на все вопросы, которыми она занимается, а мировоз­зрение может дать ответы на все вопросы, которыми оно не занимается. И, конечно, в этом смысле термин "научное мировоззрение" есть чистейший вздор» (цит. по: Зинченко, 1997. С. 12). Взяв за основу положение о том, что мировоззрение не тождественно ни конкрет­ной науке, ни философии, конкретизируем представ­ление о мировоззрении на основе взглядов B.C. Сте­нина, который подчеркивает культурно-историче­скую обусловленность мировоззрения.

По мнению В. С. Степина, основа для мировоз­зренческих представлений и установок — универса­лии данной культуры. Формами, в которых они реа­лизуются, «...являются категории культуры — ми­ровоззренческие универсалии, систематизирующие и аккумулирующие накапливаемый человеческий опыт. Именно в их системе складываются характер­ный для исторически определенного типа культуры образ человека и представление о его месте в мире, представления о социальных отношениях и духовной жизни, об окружающей нас природе и строении ее объектов и т. д. Мировоззренческие универсалии определяют способ осмысления, понимания и пере­живания человеком мира» (2000. С. 120).

Мировоззренческие универсалии, по В. С. Степину, можно условно разделить на два блока.: «Первый из них образуют категории, в которых фиксируются наиболее общие характеристики объектов, преобразуе­мых в деятельности: "пространство", "время", "дви­жение", "вещь", "свойство", "отношение", "коли­чество", "качество", "причинность", "случайность", "необходимость" и т. д. Предметами, преобразуемыми в деятельности, могут быть не только объекты природы, но и социальные объекты, сам человек и состояния его сознания. Поэтому перечисленные "предметные кате­гории" имеют универсальную применимость» (Там же).

Второй блок универсалий культуры «...составляют категории, характеризующие человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отноше­ний к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. К ним относятся кате­гории: "человек", "общество", "я", "другие", "труд", "сознание", "добро", "красота", "вера", "надежда", "долг", "совесть", "справедливость", "свобода" и т. д.» (Степин, 2000. С. 121). Заметим, что этот список мо­жет быть продолжен фундаментальными категория­ми психологии — «личность», «общение», «деятель­ность». Представления о путях познания и методах конкретных наук не входят в систему этих мировоз­зренческих универсалий. Мировоззренческие уни­версалии определяют подходы специалистов к иссле­довательской и практической деятельности, но опосре­дованным путем. Для психолога мировоззренческие универсалии, распространенные в данной культуре, определяют взгляд на человека, косвенным путем влияют на выбор теоретических моделей и методов исследования. Уместно вспомнить, например, расхо­жее высказывание, касающееся бихевиористских эк­спериментов, о том, что для американца лабиринт — модель жизненной среды.

Для науки основное назначение методологиче­ского знания состоит в том, что оно выполняет реф­лексивную функцию, т. е. функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику вый­ти в рефлексивную позицию и осознать свои позна­вательные средства и адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сфе­ры рефлексии. Одно из основных направлений в со­временной методологии науки — рефлексия познава­тельных средств, имеющихся у ученого, и влияние этих средств на познание им объекта.

Принято выделять два вида методологического знания — дескриптивную и нормативную методологию. Такое деление методологического знания было впервые осуществлено Э. Г. Юдиным (1978) и ис­пользуется в литературе, посвященной методологи­ческим проблемам психологии (Зинченко, 1983).

Дескриптивной методологией принято называть исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного по­знания. С. Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случа­ях, когда мы осуществляем выбор и обоснование на­правления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Мето­дологический анализ ранее пройденных этапов раз­вития науки выполняет целый ряд функций для раз­вития научного познания. Это:

  1. Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического зна­ния осуществляется за счет критического осмыс­ления идей, имеющихся в культуре, анализа суще­ствующих научных теорий и концепций.

  2. Организация и структурирование научного зна­ния как целого за счет его интеграции и синтези­рования, за счет разработки общенаучных средств и форм познания общенаучных понятий, катего­рий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов по­знания (Юдин, 1978; Зинченко, 1983).

  3. Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного на­правления. Данная функция методологического знания становится особенно важной при планиро­вании междисциплинарных исследований (Зин­ченко, 1983).

В российской философии второй половины XX в. крупнейшими специалистами в области дескриптив­ной методологии можно назвать Б. М. Кедрова, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, В. С. Степина.

Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследователь­ской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабаты­вавшим нормативные аспекты науки, был Г. П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии раз­рабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицким и др.