2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
В 20—30-х гг. возникает новый методологический подход, получивший название неопозитивизма. Его появлению предшествовали работы видных философов и логиков Бертрана Рассела (1872—1970) и Людвига Витгенштейна (1889—1951). Б. Рассел, выдающийся английский философ и математик, стал предшественником неопозитивизма благодаря трехтомному труду «Principia Mathematica» (1910—1913, совм. с А. Уайтхе-дом). Рассел развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики для логического обоснования математики. Другой источник неопозитивизма — «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна (1921).
Витгенштейн пытался представить двузначную математическую логику как универсальную модель знания. Работы Б. Рассела и Л. Витгенштейна стали основой для неопозитивизма в анализе тех проблем, которые оказались в центре внимания этого методологического подхода. Началом неопозитивизма обычно называют деятельность Венского кружка, основанного австрийским философом и логиком М. Шликом в 1922 г. В него входили видные философы и логики 20—30-х гг.: Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Ган, выдающийся математик К. Гедель и др. К неопозитивизму относят работы одного из крупнейших методологов науки XX в. Карла Поппера, некоторые взгляды которого мы обсудим далее.
Одна из центральных проблем неопозитивизма — критерии научности. В неопозитивизме была впервые поставлена проблема критериев, позволяющих отличать научные высказывания от ненаучных. Был сформулирован принцип верифицируемости, ставший одним из известнейших критериев научности. Суть его в том, что подлинно научное высказывание должно быть логически выводимо из данных чувственного опыта, зафиксированного в научном наблюдении, т. е. из так называемых «простых протокольных утверждений». Позже этот принцип как чрезмерно категоричный и жесткий критиковали многие философы и методологи науки, и впоследствии он был заменен более мягким принципом частичной верификации, или косвенного подтверждения.
Другая проблема, подробно изучавшаяся в неопозитивизме, — соотношение знания и языка науки. На основе работ Л. Витгенштейна многие представители неопозитивизма постулировали тесную связь знания и языка, на котором оно выражено. Метафизика резко отрицалась ранним позитивизмом как основа для научного познания, но не просто как философски ошибочное учение, а как метод познания, не имеющий своих основ в языке и тем самым не способный дать адекватную картину мира. Философия сводилась в неопозитивизме лишь к логике науки.
По-своему решалась проблема соотношения знания и языка в одном из направлений неопозитивизма — общей семантике. В общей семантике исследуется соотношение языковой и действительной картины мира, рассматривается опасность для человеческого познания подмены одного другим. Общая семантика утверждает, что поведение человека полностью или в решающей степени задано словом. Основоположником этого методологического подхода был американский философ А. Кожибский. Его работы оказали большое влияние на взгляды выдающегося философа и методолога психологии Г. Бейтсона (2000) и основоположника гештальттерапии Ф. Перлза (напомним, сколь огромное значение придается в гештальттерапии работе со словесными формулировками, которыми пользуются клиенты).
Одним из наиболее ярких методологов науки XX в. стал Карл Поппер (1902—1994). В своей ранней работе «Логика научного исследования» (1983), решая проблему разделения науки и не - науки, Поппер выдвигает новый критерий научности — критерий фальсифицируемости. Согласно ему, подлинно научным может считаться лишь такое высказывание, которое в принципе может быть опровергнуто. Именно критерий фальсифицируемости критикуется гораздо чаще, чем остальные принципы, сформулированные Поппером. Несколько упрощенная критика этого теоретического положения заключается в следующем. По-настоящему опровержимость научного высказывания можно доказать, лишь опровергнув его. Но это значит, что данное научное высказывание попадает в разряд ложных, ошибочных. Отсюда следует очевидный вывод, что позитивное научное знание вообще невозможно. М. Вартофский (1978) показал, что принцип фальсифицируемости практически нереализуем на практике, поскольку опровергающее высказывание должно отвечать таким логическим условиям, соблюсти которые крайне трудно.
В работах К. Поппера анализировалась проблема роста научного знания. По его мнению, индуктивная модель развития науки («сначала чувственный опыт, потом его теоретическое обобщение») ошибочна. Научному знанию предшествует априорное знание, которое можно обнаружить даже на уровне животных в виде ожиданий организма. Поппер, в отличие от неопозитивистов Венского кружка, придавал значение метафизике как знанию, выполняющему в развитии науки функции эвристики. Тем самым в работах Поппера был поставлен новый круг проблем — закономерностей развития научного знания.
Эта проблематика подробно изучалась несколькими наиболее видными представителями новой стадии в развитии методологии науки, которую в отечественной литературе прошлых лет часто называли постпозитивизмом.
- Введение в методологические основы психологии
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Глава 2 Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- Позитивизм.
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологии науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3 Уровни методологическогознания
- Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- Соотношение естественно - научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании.
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Глава 4 Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- Неклассическая наука
- Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- Взаимодействие (субъект — субъект)
- Глава 5
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Глава 6 Категории психологии
- Категория деятельности
- Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Глава 7 Методологические принципы Психологии
- Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- 7.3. Принцип системности