logo search
Лекції корекційна педагогіка

Агрессивное поведение педагогов

Коррекционная педагогика тесно связана с лечебной. И та и другая вызваны к жизни ухудшением физического, психического и нравственного здоровья школьников. Не учителя, а врачи констатируют: сегодня среди детских неврозов преобладают дидактогенные, т. е. неврозы, случившиеся по вине учителей. Другими словами, это результат низкого профессионализма педагогов. Профессионально непригодным считает известный педагог Ш. Амонашвили каждого десятого учителя начальной школы. Комментируя его оценку, директор школы из Казани сказал, что в его школе, наоборот, только 10% профессионально пригодных учителей. Что и говорить, тяжкое обвинение. Страдают дети. Им очень трудно с некомпетентным, а порой и злым, и агрессивным учителем.

Сама по себе школа, говорят медики, «в невроз не вгоняет». Это всегда вина конкретного человека — недоброго, раздраженного, морально ущербного, некомпетентного. Жизнь ребенку можно испортить, если учитель скажет: «Ты лодырь, лентяй, грязнуля, негодяй, по тебе тюрьма плачет»; этого достаточно, чтобы больно и надолго ранить впечатлительного ученика. Боязнь учителя, учения, школы, нежелание что-либо делать, неверие в свои силы — очевидные следствия дидактогении. Когда черствость и безразличие проникают в школу, они становятся причиной многих бед.

Исследования постоянно подтверждают, что агрессивность педагогов, конфликтность в школах растут. В некоторых случаях они уже достигли запредельных значений. Школа становится опасным местом для ребенка. Среди причин повышенной агрессивности и конфликтности педагогов в первую очередь следует выделить:

—резкое падение престижности образованности и воспитанности в целом, связанные с переоценкой ценностей, отчуждением и духовным опустошением подрастающих поколений;

—повышение количества отклонений в нравственном и эмоциональном здоровье детей, что не может не отражаться на здоровье учителей, их отношениях с учениками;

—увеличением числа детей с задержкой развития, низким уровнем интеллектуальных способностей, слабой памятью, диспропорцией развития первичных и вторичных потребностей. Эти дети требуют повышенного внимания, индивидуального подхода, что также отражается на эмоциональном состоянии учителей;

—резкое снижение уровня жизни, низкая заработная плата, неадекватная объему и трудности педагогического труда;

—сегодняшние учителя — это вчерашние ученики со всеми взглядами и комплексами. Свое видение мира, общества, понимание ценностей они сегодня прививают своим ученикам;

—субъективные причины повышения агрессивности учителей есть их индивидуальные особенности, склонность к конфликтам, врожденная агрессивность, психологический климат в семье и коллективе, собственные проблемы, комплексы, заболевания, индивидуальный стиль поведения, уровень общей культуры и многие другие.

Большую озабоченность исследователей вызывает повышенная тревожность и агрессивность женщин-педагогов, отражающаяся не только на взаимоотношениях с учениками, но и на общем климате школьной жизни. А от микроклимата учебного заведения, «духа школы», как известно, зависит очень многое и прежде всего то, как сложатся у ребенка отношения со школой, учителями.

В одном из исследований (О. Бовть, 1997) изучалось, как связаны между собой уровень агрессивности педагога и корректность его взаимоотношений с учениками и коллегами. Были обследованы 144 педагога (все женщины) некоторых севастопольских школ. Высокий уровень агрессивности обнаружен у 30,6% педагогов, средний — у 47,2%, низкий — у 22,2%. У учительниц с высоким и средним уровнем агрессивности отмечен деструктивный, разрушительный характер их отношений с учениками, склонность к необдуманным поступкам, конфликтам, бесплодным дискуссиям, неуважительном отношении к другим и постоянное провоцирование конфликтных ситуаций.

Как потребовать от учеников соблюдения нравственных норм, если хотя бы один учитель в школе от них отступится? Проблема чрезвычайно острая и решается она комплексом продуманных мероприятий, начиная с возрождения престижности воспитания, роли учителя в обществе и кончая повышением требований к кандидатам на учительские должности, обследованием их нравственных, психических и физических качеств.

Школа становится опасным местом для ребенка, потому что в ней работает много нервных, напряженных, тревожных, конфликтных учителей. Они не могут обеспечить ребенку необходимого тепла и уюта, не могут в полную силу заниматься проблемами воспитательной и коррекционной работы. Общество и государство должны обратить самое пристальное внимание на эту проблему.