22. Восприятие, его основные свойства и закономерности.
Восприятие – целостное отражение действительности (предметов, ситуаций событий и явлений), возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Отличие от ощущений – восприятие отражает предмет в целом в совокупности его свойств, а ощущения отдельные свойства раздражителя.
Особенности восприятия. 1. предметность – отнесение сведений к внешнему миру (объективация). Источник предметности – особенности самих объектов и предметная деятельность. 2. Константность – способность совокупности анализаторов компенсировать изменения внешнего мира (удаленность, различный ракурс, движение, пространство мира и т.п.). Источник константности – активные действия перцептивной системы, которая благодаря константности формы, размера, цвета, то есть благодаря обратной связи, восприятие является саморегулирующим действием, подстраивающимся к особенностям восприятия объекта. 3. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение, следовательно, восприятие связано с мышлением. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его и отнести к определенному классу, обобщить.
Рассмотрим виды восприятия. В зависимости от форм отражения выделяют: 1. восприятие пространства; 2.восприятие движения; 3.восприятие времени.
В зависимости от цели выделяют: 1 .преднамеренное восприятие, характеризующееся тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека; 2..непреднамеренное восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями. В зависимости от степени организации выделяют: 1 .ораганизованное восприятие (наблюдение) - это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира; 2.неорганизованное восприятие - это обычное планомерное восприятие окружающей действительности. Естественно, выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие.
Физиологические основы восприятия. Оно вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.
Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы (высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель) соответствующих мозговых центров анализаторов. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам. По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Свойства восприятия:
1. избирательность восприятия - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности. 2.предметность - способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон, контур восприятия. 3 .апперцепция - зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Апперцепция придает активный характер восприятию. Воспринимая предметы, человек выражает свое к ним отношение. 4.осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Осмыслить восприятие, значит осознать предмет, который ойо отражает. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование. Восприятие составляет единство чувственного и логического. 5 .константность восприятия - это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а так же тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность - неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. 6.целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже, если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. 7.категориальность проявляется в том, что восприятие носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании данного понятия. 8.историчность восприятия.
Из всех психологических теорий проблемой восприятия более всего занимались гештальтпсихологи. Рассмотрим выделенные ими характеристики восприятия, а точнее выделенные ими феноменальные законы восприятия: 1 .близость - чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы; 2.сходство процессов в зрительном поле: чем больше единые и целостные образы, тем с большей вероятностью они организуются; 3. продолжение - чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности, т.е. функционируют как части знакомых контуров, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы; 4.замкнутость - чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы. Центральным для гештальтистской точки зрения является принцип прегнантности, в соответствии с которым наши восприятия стремятся быть настолько простыми и хорошими, насколько позволяют условия стимуляции.
Еще два центральных понятия для этой теории - понятия фигуры и фона. Чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть изолирована. Чем больше сходство между элементами, образующими фигуру, тем легче она воспринимается как таковая. Чем сильнее контраст между элементами фигуры и фона, тем легче образуется фигура. Чем более легко элементы, образующие фигуру, следуют закономерным и зрительно предсказуемым направлениям, чем более они образуют замкнутые пространства, тем с большей легкостью возникают фигуры. Рассмотрим феноменальные характеристики, различающие фигуры и фон. 1. части фигуры имеют характер объекта или «вещи», фон же относительно аморфен и имеет характер материала или субстрата. 2. Части фигуры кажутся лежащими феноменально ближе к наблюдателю, чем фон. 3. Фон кажется непрерывно простирающимся за фигуру. 4. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону. 5. В то время, как фигура имеет вполне определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности, фон плохо локализован и обладает поверхностью пленки. Психофизические характеристики восприятия: пространство, форма, объемность, величина, глубина, удаленность, линейная перспектива, воздушная перспектива.
Иллюзии восприятия – законы: Иллюзия восприятия - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые оптико-геометрические иллюзии заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений Наиболее известным из рисунков такого рода являются стрелы Мюллер-Лайера. Это просто пара стрел, древки которых одинаковой длинны, но одна стрелка имеет наконечник с расходящимися концами, а другая наоборот. Стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длинны (иллюзия стрелы). Фигура Понцо. Данная фигура состоит всего из 4 линий: двух одной и той же длинны, идущих рядом, но не сходящихся и между ними двух других, равных по длине и параллельных. Одна из линий, расположенная в узкой части пространства, заключённого между двумя сходящимися линиями, кажется длиннее (иллюзия железнодорожных путей). Иллюзия веера. Иллюзии можно подразделить на две группы: одни – это искажения, вызываемые фоном определённого рода (иллюзия веера), другие – искажения самой фигуры (иллюзия стрелы), без фона. К другому классу иллюзий восприятия относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на белом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотическое перемещение объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в погнои темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона).
К иллюзиям незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шерпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются так же разнообразные установочные иллюзии, детально исследованные Узнадзе. Некоторые иллюзии восприятия имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, в настоящее время нет.
Теории восприятия: Ассоциативные теории восприятия. (Мюллер, Мах, Гельмгольц, Геринг, Вундт). Воспринимаемый образ – это сложное объединение первичных элементов – ощущений, а ощущение – это осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию изолированного внешнего раздражителя. Следовательно, в основе ассоциативных теорий восприятия лежит принцип специфической энергии органов чувств и рецепторная концепция ощущений. Объединение ощущений в восприятие происходит посредством ассоциаций по смежности и сходству, где ведущая роль отводится прошлому опыту. Структуралистсая школа (Титченер): восприятие является комплексом ощущений, следовательно, задача психолога состоит в том, чтобы путем самонаблюдений найти в своем опыте элементарные ощущения. Это метод аналитической инроспекции. Теория Дж. Гибсона. Восприятие – это процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Ассоцианисты неверно утверждали, что отражаются точечные раздражители, так как одиночный раздражитель не может нести никакой информации об объекте. Информацию о внешнем мире несут организованные системы раздражителей (пример, несколько точек в порядке уменьшения размеров и расстояния между ними образуют градиенты величины и плотности, которые несут информацию о глубине). Восприятие – это активный процесс. Активность необходима, так как нет изначального изоморфизма между объектами внешнего мира и их восприятием. Решающую роль играют активные движения всего организма и органов чувств. Важно то, что движения выделены в потоке стимуляции для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающей среде. Теория перцептивных гипотез Дж. Брунера. Восприятие включает акт категоризации. Мы подаём на вход организма некоторое воздействие, а он отвечает, т.е. относит его к соответствующему классу вещей или явлений. На основе определённых характеристик или критических свойств воздействия, которое обычно называют признаками: происходит избирательное отнесение объекта к той, а не иной категории. Восприятие – есть процесс категоризации: это движение от признаков к категориям, и во многих случаях оно происходит «бессознательно». Стадии процесса решения: 1. Первичная категоризация – на этой стадии значение события ограничивается только тем, что это? – либо объект, либо звук, либо движение; 2. Поиск признаков – если 1-ое – бессознательное, то поиск признаков определяет более конкретно: «Что это есть такое?»; 3. Подтверждающая проверка – «пробы» и «проверки»; 4. Завершение проверки – на этом уровне открытость к дополнительным признакам уже почти исчезает, и несоответствующие признаки отбрасываются. Если сенсорный вход окажется одинаково соответствующим двум совпадающим категориям, то, более готовая из них «захватит» его. Готовность категории отражает частоту, появления того или иного объекта в жизни субъекта. Чем чаще встречается в данном контексте данная категория, тем больше ее готовность. Для того, чтобы поиск был достаточно эффективным, структура перцептивной готовности должна быть реалистичной: она должна отражать как вероятность того, что можно найти в данный момент, в данном месте, так и то, что нужно найти. Гештальттеория восприятия. Существует 3 типа гештальт: а) физический гештальт – изучениями во вне; физиологический гештальт – изучение вещества мозга и нейросвязями; феноменальный гештальт – изучением того, что мы видим. Гештальттеория имеет дело с явлениями, которые обнаруживаются в зрительном поле, являющемся, в свою очередь, динамическим распределением энергии, причём его части взаимозависимы из-за их участия в целом. Поле структурировано в той мере, в какой внутри него существуют различия по интенсивности или по качеству. В той мере, в какой поле структурировано, оно содержит потенциальную энергию, способную производить (перцептивную) работу. Под зрительным полем мы подразумеваем пространственную структуру (конструкт), в которую могут быть упорядочены феномены зрительного поля. Видимый образ задан стимуляцией. Пространственные соотношения заданы во внешнем мире через элементы. Поэтому воспринимаются не элементы, а соотношения, которые собираются в целостный образ. Контур и фон-фигура. Любая фигура стремится стать настолько хорошей, насколько это позволяют периферические факторы. Периферические факторы способствуют формированию фигуры. 1. Близость ( ║ ║ ║ ); 2. Принцип включения целого (│ ║ ║ │); 3. Продолжение контура ( [ ] [ ] [ ] ); 4. Замкнутость ( ); 5. Общая судьба ( ∆ ∆ ∆ ) – элементы образуются в фигуру, если у них есть общий сенсорный признак.
- 3.Определение психологии как науки.Различные представления о предмете психологии(плюс Гальперин)
- 4. Определение психики. Понятие психического отражения.
- 1. Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии.
- 11. Основные методологические принципы научной психологии.
- 5. Методы исследования в психологии.
- 2. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.
- 1. Стадия элементарной сенсорной психики
- 2. Стадия перцептивной психики
- 3. Стадия интеллекта
- 7. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.
- 15. Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций.
- 14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
- 33. Потребности, их характеристика и классификация.
- 21. Мотивы, их функции и виды.
- 24. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность ,субъект
- 23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.
- 29. Мотивационная сфера личности. Направленность личности (не надо).
- 12. Самосознание, его структура и развитие.
- 17. Проблема личности в гуманистической психологии.
- 28. Защитные механизмы личности и их характеристика.
- 16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
- 54. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.
- 18. Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.
- 35. Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений-(этого нет в вопросе)
- 22. Восприятие, его основные свойства и закономерности.
- 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.
- 43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.
- 19. Основные направления исследований познават.Процессов в когнитивной психологии
- 37. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.
- 39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.
- 38. Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
- 45. Язык и речь. Виды и функции речи.
- 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
- 50. Общая характеристика темперамента. Проблемы типологии темперамента.
- 52. Общее представление о характере. Основные типологии характера
- 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.
- 34. Общая характеристика волевых процессов.
- 49. Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
- 31. Общая характеристика эмоций,их виды и функции.
- 41. Методики изучения восприятия (Восприятие пространства, времени и движения.(можно добавить))
- 20. Проблема биологического и социального в психике человека.
- 58. Проблема периодизации психического развития.
- 77. История формирования социально-психологических идей.
- 105. Психология больших групп и массовидных явлений.
- 99. Психология межгрупповых отношений
- 84. Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий.
- 104. Основные методы исследования межличностных отношений.
- 80. Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 79. Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 82. Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 81. Общая характеристика интеракционистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 106. Основные направления деятельности социального психолога-практика
- 98. Социально-психологические аспекты управления.
- 59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 62. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
- 63. Психическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
- 64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
- 67. Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.
- 68. Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.
- 119. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований.
- 93. Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации.
- 69. Характеристика курса психологии как учебной дисциплины. (Основные дидактические принципы изучению психологии).
- 71. Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия).
- Методика подготовки к лекции. Выделяют следующие этапы:
- Психологические особенности лекции
- Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
- 85. Конфликт: функции и структура, динамика, типология
- 86. Способы психологической работы с конфликтом.
- 90. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии.
- 83. Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии.
- 103. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
- 97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
- 100. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.
- 101. Обратная связь в общении. Виды слушания (общение как обмен информацией)
- 102. Общая характеристика невербальной коммуникации.
- 76. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
- 78. Методы социальной психологии.
- 87. Понятие группы в соц. Психологии. Классификация групп (проблема развития группы в социальной психологии. Стадии и уровни развития группы)
- 88. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.
- 89. Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
- 75. Психологическое консультирование, виды и методы психологического консультирования.
- 87. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
- 74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.
- 70. Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
- 72. Основные направления современной психотерапии.