2.Место социальной психологии в системе научного знания.
Исходя из названия науки «социальная психология», можно предположить, что она занимает свою особую нишу в ряду остальных научных предметов. Это своеобразный симбиоз двух наук – психологии и социологии, который, несмотря на свое пограничное состояние, стоит на отдельной ступени в структуре академических дисциплин. Как следствие, и социология, и психология, как первоначальные источники, нередко «поглощают» эту науку. Такое до сих пор нестабильное состояние социальной психологии имеет свои основания. Во-первых, это наличие в обществе таких неоднобоких и многозначных явлений, которые не укладываются в рамки ни психологии, ни социологии по отдельности, и их изучение имеет смысл лишь обратившись к опыту и инструментам исследования этих обеих наук вкупе. Известно, что человеческий фактор присутствует в каждой сфере жизни общества, ведь законы общества проецируют в себе и несут результат человеческих сознательных или бессознательных действий. В то же время коллективная деятельность подразумевает наличие совершенно иных форм межличностных отношений, что является аспектом, подлежащим изучению только инструментами психологии.
Во-вторых, нечеткие границы социальной психологии берут свои истоки с самого начала возникновения этой науки. Ведь она появилась не только в силу необходимости объяснения конкретных явлений, но и по причине недостаточности и узости раскрытия явлений, которые объясняют соседствующие науки – психология и социология, дополняя и расширяя некоторые проблемные вопросы. Поэтому слишком затруднительно дать конкретное емкое определение этой науке, а также составить перечень вопросов, которых она касается.
Социальная психология имеет собственный отличительный характер исследований и свои особенности развития. Это необходимость развиваться сразу в двух направлениях. С одной стороны, выявление и оформление вопросов практического использования науки оказывается всегда на первом месте среди остальных задач, стоящих перед социальной психологией. С другой стороны, обязательным условием является постоянное совершенствование теоретических навыков, классификаций, подведение разных концепций и точек зрения к общему модулю, а также определение средств и методов, отвечающих стоящим задачам и имеющим комплексное применение.
При достижении поставленных целей важно конкретизировать поставленные проблемные ситуации, для разрешения которых и существует социальная психология. Мы придерживаемся концепции, по которой социальная психология имеет большой уклон в сторону психологии, другими словами, моменты, затрагивающие сферу этой науки, имеют свою широкую область изучения – психологию. В связи с тем, что психология рассматривает формы активного отношения человека к окружающему миру, социальная психология занимается рассмотрением взаимосвязей отношений индивидуумов в коллективе.
Подобное определение социальной психологии как науки возникло в процессе длительных научных исследований. Только изучив многочисленные научные труды можно понять всю целостность и в то же время многообразие этой науки.
3.Основные направления изучения личности и общества в социальной психологии. Чаще всего в современной психологии выделяются и рассматриваются как отдельные следующие основные направления исследований личности: психодинамическое, социодинамическое, интеракционистическое и гуманистическое. Психодинамическим называется такое направление в изучении личности, в котором человек как личность представляется и описывается с помощью терминов, характеризующих его внутренний мир, а объяснение поступкам дается исключительно изнутри, без учета факторов, влияющих на поведение человека со стороны окружающей среды. Социодинамическим называют такое направление в изучении и представлении личности, в котором человек как личность описывается в поведенческих терминах, а объяснение его поступкам дается исключительно на основе анализа и учета внешней обстановки или фактически не зависящих от данного человека жизненных обстоятельств. В результате возникло третье направление в изучении личности — интеракционистическое. Его можно определить как направление, в рамках которого личность представляется и описывается в терминах, характеризующих одновременно и внутренний мир человека и его поведение, а объяснение самому поведению дается с учетом как собственной психологии человека, так и обстоятельств жизни, складывающихся независимо от него. Особым, одним из наиболее популярных в настоящее время направлений в изучении личности представляется то, которое называется гуманистическим. Оно возникло позднее, на волне справедливой критики других направлений. В соответствии с тенденцией, возникшей в конце XIX — начале XX в. под влиянием этих научных достижений, стало считаться не только нормальным, но и необходимым, обязательным сравнивать психологию и поведение человека с психологией и поведением животных и доказывать, что между ними нет принципиальных различий. Под влиянием этой тенденции ученые-психологи стали выбирать такие темы и проблемы для научного исследования и предлагать такие объяснения психологии и поведению человека, которые бы сближали человека и животных.
- 1. Предмет и объект социальной психологии
- 2.Место социальной психологии в системе научного знания.
- 5.Методология и методы социальной психологии.
- 6. Социально-психологические теории, способствовавшие становлению социальной психологии как научной дисциплины.
- 9. Социально-психологическая структура личности.
- 12.Социально-психологическое содержание процесса социализации личности.
- 13. Основные этапы социализации личности.
- Структура общения, его функции и виды.
- Социально – психологические способы воздействия в процессе общения(заражение, внушение, убеждение, подражание.)
- Характеристики коммуникативной стороны общения.
- Слухи как особый канал коммуникации.
- Общение как взаимодействие(интеракция).
- Типы социального взаимодействия(кооперация, конкуренция, конфликт).
- 23.Общение как взаимное восприятие(социальная перцепция).
- 24.Психологические механизмы взаимопонимания(идентификация, рефлексия, эмпатия).
- 25.Содержание межличностного восприятия(каузальная атрибуция, стереотипы, предубеждения).
- 26. Социальная общность как социально – психологический феномен.
- 27.Понятие социальной группы.
- 28.Классификация социальных групп.
- 29.Малая группа как объект социально-психологического анализа
- 30.Феномен группового давления(конформизм) и групповая сплоченность.
- 31. Лидерство и руководство в малых группах
- 32. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства
- 33.Процесс принятия групповых решений.
- 36.Квазигруппы(аудитория, толпа, масса, социальные круги)
- 38.Мода как социально- психологическое явление.
- 39.Причины социально-психологических конфликтов :фрустрация,депривация,агрессия
- 40.Виды социально-психологических конфликтов Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:
- Виды конфликтов по характеру:
- Виды конфликтов по последствиям:
- 42.Способы разрешения социально-психологических конфликтов.