logo
СОЦ

9. Социально-психологическая структура личности.

Мировосприятие и мироотношение личности – понимание и отношение личности к окружающему миру, человеческому обществу, ценности своей жизни, восприятие окружающего социального бытия, необходимости самореализации и самоутверждения в обществе. Это мир в сознании человека и понимание себя в мире и смысла своей жизни.

Система потребностей личности, её мотивация на достижение самореализации и самоутверждения. Согласно классификации А. Маслоу можно выделить пять групп потребностей, расположенных в виде пирамиды:

1) физиологические потребности (потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности) – лежат в основании пирамиды;

2) потребности в надежности (потребности в защите от физических и психологических опасностей, уверенность в удовлетворении в будущем физиологических потребностей);3) социальные потребности (потребности в понимании, причастности к какой-либо группе, привязанности и поддержке);4) статусные потребности (потребность в уважении, самоуважении, личных достижениях, компетентности, признании);

5) потребности самовыражения (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности) – находятся на вершине пирамиды.

Расположение потребностей в виде пирамиды показывает, что потребности высшего уровня возникает после удовлетворения потребностей более низкого ряда. Однако, позже было показано, что достижение потребностей высшего уровня не обязательно идет через удовлетворение низших уровней. Так, высоко нравственный человек остаётся честным, даже будучи «на мели».

Цивилизованность личности – отношение личности к достижениям и ценностям человеческой культуры. Эта характеристика описывает личность как члена мирового сообщества, владеющего достижениями современной культуры, науки, техники, образования, интеллекта, морали, гуманизма, демократии, экологии, следующей моральным и правовым нормам и установкам, цивилизованным принципам жизни.

Гражданственность личности – это характеристика личности как члена общества, которому не равнодушна судьба Родины, ее народа, который знает и уважает его историю, традиции, культуру, считает себя его частью, соблюдает и уважает его нормы морали и права и др.

Групповая интегрированность личности предполагает идентификацию своей личности с конкретной общностью, совпадение ее намерений и действий с групповой динамикой, понимание единства с людьми, входящими в них. Групповая интегрированность должна сочетаться с гражданственностью.

Коммуникативность личности – построение отношений с людьми на основе открытости, доброжелательности, дружественности, способности к пониманию, сопереживанию (эмпатийности) и бескорыстной помощи (альтруистичности), демократичности, справедливости, порядочности и честности.

Социальная активность личности – социально-психологическая характеристика, согласно которой личность возлагает ответственность за свои поступки, успехи и неудачи, общественное положение на самого себя.

Самореализованность личности – уровень фактической реализованности психологических возможностей личности, их развитость, которая проявляется в возможностях достижения успеха в жизни.

Жизнестойкость личности – способность переносить трудности, невзгоды, неудачи в жизни, которых вовсе избежать нельзя, умение «держать удар», не отчаиваться при неудачах, относиться к ним как к преодолимым, делать выводы и не повторять ошибок.

Самосознание личности – это осознание и оценка своего «Я-образа» в обществе, умение мысленно смотреть на себя со стороны, глазами других людей, умение оценивать себя с их позиций.

10. Социально-психологические барьеры в жизнедеятельности личности.

Социально-психологический ба­рьер — это такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельнос­ти. Основная функция социаль­но-психологического барьера состоит в защите личности от угрозы разрушительного воздействия . Такие психологические механизмы, как отрицание, подав­ление, вытеснение, рационализация, проекция, сублимация, идентификация, замещение, сновидение и другие, открытые и описанные в свое время 3. Фрейдом, а позднее систематизиро­ванные А. Фрейд, нацелены на ослабление внутренних и вне­шних конфликтов личности и повышение уровня ее способности и к адаптации, уравновешиванию со средой и саморегуляции. Необходи­мость психологической защиты личности от разрушительных последствий как внутреннего конфликта, так и внешнего влия­ния, порождающая барьер, вытекает из многих факторов и ус­ловий человеческой жизнедеятельности. Она может быть продуктом: — угрозы манипуляции сознанием и психическим состоя­нием индивида; — результатом потребности человека в обособлении от интенсивного общения с окружающими в целях внутреннего со­средоточения;— следствием опасности стрессовой ситуации;— финалом полной идентификации с какой-либо общнос­тью в противовес другим;— порождением трудностей межличностного или ролево­го общения и т. д. Основные особенности действия того или иного барьера обусловлены спецификой названных выше социально-психоло­гических явлений.  Барьеры личности и общности. В роли социально-психо­логического барьера на пути реализации творческого потен­циала личности может оказаться свойственное в тех или иных случаях человеку как состояние высокой, зашкаливающей пси­хической напряженности и скованности, так и, наоборот, со­стояние беспочвенной эйфории, благодушия, а соответственно и невключенности в сложную ситуацию, требующую собран­ности и полной концентрации сознания, воли и внимания на решение предстоящей задачи. Иными словами, любое психическое состояние личности, не адекватное требованиям складывающейся ситуации, способ­но выступать в качестве ее личностного психологического ба­рьера в той мере, в какой оно проистекает из особенностей характера данного индивида. Так, человек, склонный к повы­шенной самокритичности и заниженной самооценке, постоянно сомневающийся в своих действиях и в своих силах, чаще всего может оказаться жертвой собственного психологического барьера, необоснованной напряженности и скованности, тормо­зящих реализацию им своего духовного потенциала. Социально-психологические барьеры деятельности. Наи­более многообразны психологические барьеры деятельности. Они могут дифференцироваться по видам последней. Это со­ответственно психологические барьеры: коммуникативной или познавательной, трудовой или управленческой, рекреактивной или творческой, экономической или политической, правовой или духовно-нравственной деятельности людей. Как и в случае с психологическими барьерами общности, барьеры деятельности как таковые носят безличный характер. Это объясняется, в частности, не зависящим от отдельного ин­дивида универсальным характером противоречий в психологии деятельности — между ее мотивами и способами осуществле­ния, между притязаниями и реальными достижениями субъекта действия и др.