38.Мода как социально- психологическое явление.
На все общество мода распространяется только там и тогда, где и когда существует возможность подражания одних социальных групп (или классов) другим путем заимствования определенных культурных образцов. В традиционном и сословном обществе обычай и право более жестко и четко, чем мода, закрепляют определенные культурные образцы за теми или иными социальными группами. Например, в средние века в Европе представителям низших сословий было запрещено носить одежду ярких цветов, тогда как знать могла носить яркие цветные ткани. Использование определенных материалов, видов отделок, форм регламентировалось указами королей. Например, французский король Карл VIII в1480 г. запретил всем, кроме высшего дворянства, носить одежду из золотой и серебряной парчи, шелка, украшать платье драгоценными камнями, регламентировал длину носков обуви в соответствии с социальным статусом и титулом. Впервые указал на особенные черты общества, в котором появляется и действует массовая мода, немецкий социолог Г.Зиммель в конце XIX в. Он выделил следующие признаки:
1. В обществе должны существовать различия между социальными слоями по престижу (поэтому в первобытном обществе не было моды).
2. Представители низших слоев стремятся занять более высокое положение в обществе и имеют для этого возможности (т.е. не существует жестких социальных перегородок). Этим признакам соответствует капиталистическое общество. Мода действует в социальных системах, для которых характерны следующие черты: 1) динамичность;
2) социальная дифференциация и мобильность;
3) открытость (развитые каналы коммуникации);
4) избыточность (развита система тиражирования материальных и культурных благ, существует множество конкурирующих модных образцов).
Мода представляет собой процесс, постепенно развивающийся внутри старых социальных форм. Мода — не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социально-психологическими механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием.
- 1. Предмет и объект социальной психологии
- 2.Место социальной психологии в системе научного знания.
- 5.Методология и методы социальной психологии.
- 6. Социально-психологические теории, способствовавшие становлению социальной психологии как научной дисциплины.
- 9. Социально-психологическая структура личности.
- 12.Социально-психологическое содержание процесса социализации личности.
- 13. Основные этапы социализации личности.
- Структура общения, его функции и виды.
- Социально – психологические способы воздействия в процессе общения(заражение, внушение, убеждение, подражание.)
- Характеристики коммуникативной стороны общения.
- Слухи как особый канал коммуникации.
- Общение как взаимодействие(интеракция).
- Типы социального взаимодействия(кооперация, конкуренция, конфликт).
- 23.Общение как взаимное восприятие(социальная перцепция).
- 24.Психологические механизмы взаимопонимания(идентификация, рефлексия, эмпатия).
- 25.Содержание межличностного восприятия(каузальная атрибуция, стереотипы, предубеждения).
- 26. Социальная общность как социально – психологический феномен.
- 27.Понятие социальной группы.
- 28.Классификация социальных групп.
- 29.Малая группа как объект социально-психологического анализа
- 30.Феномен группового давления(конформизм) и групповая сплоченность.
- 31. Лидерство и руководство в малых группах
- 32. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства
- 33.Процесс принятия групповых решений.
- 36.Квазигруппы(аудитория, толпа, масса, социальные круги)
- 38.Мода как социально- психологическое явление.
- 39.Причины социально-психологических конфликтов :фрустрация,депривация,агрессия
- 40.Виды социально-психологических конфликтов Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:
- Виды конфликтов по характеру:
- Виды конфликтов по последствиям:
- 42.Способы разрешения социально-психологических конфликтов.