6. Социально-психологические теории, способствовавшие становлению социальной психологии как научной дисциплины.
Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения. Принципом или критерием их различения является способ анализа взаимоотношения личности и общества. При решении этой проблемы принципиально возможны два подхода: признание примата личности или примата общества. Тогда примером первого решения явятся психология масс и теория инстинктов социального поведения, а примером второго решения — психология народов. Оба эти решения найдут свое продолжение в истории социальной психологии в последующие этапы ее развития, и потому нужно особенно внимательно рассмотреть, как обе эти тенденции формировались.
Социальная психология была "заявлена" как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы, поскольку психология к этому времени уже накопила достаточный опыт в использовании экспериментального метода. Следующий этап становления дисциплины мог стать только экспериментальным этапом в ее развитии.Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. В рамках этого периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина, были проведены многочисленные исследовании в области малых групп, разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований и т.д.
8.Социально-психологические подходы к исследовыанию личности. Для социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух "родительских" дисциплинах: социологии и психологии. Эта задача не может иметь единого решения для любых систем как социологического, так и психологического знания. Вся трудность ее решения заключается в том, что в зависимости от понимания личности в какой-либо конкретной социологической или психологической концепции, только и можно понять специфику ее как предмета исследования в социальной психологии. Естественно, что при этом должны быть включены в анализ и те философские предпосылки, которые лежат в основе системы наук о человеке.
Что касается отличий социально-психологического подхода к исследованию личности от социологического подхода, то эта проблема решается более или менее однозначно. Если система социологического знания имеет дело преимущественно с анализом объективных закономерностей общественного развития, то естественно, что главный фокус интереса здесь — макроструктура общества, и прежде всего такие единицы анализа, как социальные институты, законы их функционирования и развития, структура общественных отношений, а следовательно, и социальная структура каждого конкретного типа общества.
Все сказанное не означает, что в этом анализе нет места проблемам личности. Как уже отмечалось, безличный характер общественных отношений как отношений между социальными группами не отрицает их определенной "личностной" окраски, поскольку реализация законов общественного развития осуществляется только через деятельность людей. Следовательно, конкретные люди, личности являются носителями этих общественных отношений. Понять содержание и механизм действия законов общественного развития нельзя вне анализа действий личности. Однако для изучения общества на этом макроуровне принципиально важным является положение о том, что для понимания исторического процесса необходимо рассмотрение личности как представителя определенной социальной группы.
- 1. Предмет и объект социальной психологии
- 2.Место социальной психологии в системе научного знания.
- 5.Методология и методы социальной психологии.
- 6. Социально-психологические теории, способствовавшие становлению социальной психологии как научной дисциплины.
- 9. Социально-психологическая структура личности.
- 12.Социально-психологическое содержание процесса социализации личности.
- 13. Основные этапы социализации личности.
- Структура общения, его функции и виды.
- Социально – психологические способы воздействия в процессе общения(заражение, внушение, убеждение, подражание.)
- Характеристики коммуникативной стороны общения.
- Слухи как особый канал коммуникации.
- Общение как взаимодействие(интеракция).
- Типы социального взаимодействия(кооперация, конкуренция, конфликт).
- 23.Общение как взаимное восприятие(социальная перцепция).
- 24.Психологические механизмы взаимопонимания(идентификация, рефлексия, эмпатия).
- 25.Содержание межличностного восприятия(каузальная атрибуция, стереотипы, предубеждения).
- 26. Социальная общность как социально – психологический феномен.
- 27.Понятие социальной группы.
- 28.Классификация социальных групп.
- 29.Малая группа как объект социально-психологического анализа
- 30.Феномен группового давления(конформизм) и групповая сплоченность.
- 31. Лидерство и руководство в малых группах
- 32. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства
- 33.Процесс принятия групповых решений.
- 36.Квазигруппы(аудитория, толпа, масса, социальные круги)
- 38.Мода как социально- психологическое явление.
- 39.Причины социально-психологических конфликтов :фрустрация,депривация,агрессия
- 40.Виды социально-психологических конфликтов Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:
- Виды конфликтов по характеру:
- Виды конфликтов по последствиям:
- 42.Способы разрешения социально-психологических конфликтов.