40. Раскройте личностные новообразования подросткового периода развития.
Подростковый возраст – этап онтогенеза, охватывающий период от 10–11 до 13–14 лет, совпадающий в современной российской школе со временем обучения детей в 5–8 классах школы. Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками, утверждению своей самостоятельности, независимости, автономии. Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Однако необходимо учитывать, что время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьироваться у конкретного школьника: проходить раньше или позже. В качестве главных новообразований данного возраста выступают открытие “Я”, возникновение рефлексии, осознания своей индивидуальности. Он положил начало систематическому изучению процесса самосознания и ценностных ориентаций. Пытался понять, что такое любовь, описав две стороны этого чувства – эротику и сексуальность.
Центральное личностное новообразование подросткового возраста – становление нового уровня самосознания, « Я-концепции », характерной чертой которой является чувство взрослости – отношение подростка к самому себе как к взрослому, желание показать свою «взрослость» другим, стремление быть признанным в мире взрослых. Постоянный контроль со стороны взрослых, требование подчинения и послушания, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения и действовать по своему усмотрению, – весьма существенные факторы возникновения подросткового кризиса, появления различных форм протеста.
Центральным психологическим новообразованием подросткового возраста является возникновение чувства взрослости. Оно формируется в результате изменения социальной позиции ребенка, под влиянием полового созревания и резких сдвигов в физическом развитии. Сущность данного новообразования состоит в том, что подросток начинает ощущать свое приближение к взрослому состоянию, и в связи с этим у него возникает ярко выраженное стремление к равноправию со взрослыми. Развитие чувства взрослости приводит к формированию ярко выраженной потребности в самоутверждении, которая проявляется в стремлении подростка любым доступным способом добиться признания своей личности со стороны окружающих, занять достойное положение в классе, семье, в группе товарищей. Потребность в самоутверждении выступает в ряду самых главных мотивов поведения и деятельности подростка - она побуждает школьника искать любую возможность для завоевания в коллективе сверстников популярности и уважения. Стремление к самоутверждению – естественная возрастная особенность подростка, поэтому важно уметь тактично контролировать выбираемые ими формы самоутверждения и при необходимости корректировать их выбор.
В подростковый период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения. Это проявляется, прежде всего, в возникновении особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни взрослых. Но самая существенная трансформация жизненного пространства связана с фактором временного измерения: возникает осознанная связь будущего и настоящего, старший подросток перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего. Отсутствие отдаленной ориентации, ситуативность поведения в этом возрасте часто сочетаются с задержками и отклонениями в развитии личности подростка, о чем свидетельствуют материалы психологического изучения трудных подростков и подростков-правонарушителей.
лавная задача родителей помочь ребенку научиться правильно себя оценивать, но при этом не расстраиваться, а спокойно решать проблемы шаг за шагом.
Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. Меняется уровень саморегуляции: способен отсрочить желания, оценить соотношение возможности и реальной ситуации. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще напишет контрольную работу. Вместо того чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.
Граница подросткового возраста с ранней юностью
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – Я-концепцию. У части детей Я-концепция может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. В любом случае – это важнейший этап в развитии самосознания. Происходит второе рождение личности.
- 2. Дайте общую характеристику мышления. Раскройте виды мышления, процессы, операции мышления.
- 3.Дайте общую характеристику памяти как познавательного процесса.
- 4.Раскройте понятие «личность», структуру личности в работах отечественных психологов.
- 5.Раскройте сознание как предмет психологии. Дайте основные характеристики сознания.
- 6.Раскройте понятие «темперамент», его физиологические основы и психологическое описание.
- 7.Дайте общее представление об ощущении и восприятии. Выделите их виды и свойства.
- 1. Понятие возраста в психологии
- 26.Определите содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.
- 27 Охарактеризуйте условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.
- 28Раскройте предметную область клинической психологии детей и подростков.
- 29.Раскройте характеристику познавательной сферы детей дошкольного возраста.
- 30.Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе.
- 31. Дайте сравнительную характеристику форм общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.
- 33. Раскройте основные особенности развития познавательных процессов у младших школьников.
- 34. Дайте характеристику личности ребенка младшего школьного возраста, как периода позитивных изменений и преобразований.
- 35. Раскройте особенности формирования социальной активности младшего школьника и его нравственного развития.
- 36. Дайте характеристику учебной деятельности как ведущего вида деятельности детей младшего школьного возраста, её сущность и структура.
- 37. Раскройте особенности развивающего обучения в системе образования.
- 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
- 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
- 38. Дайте характеристику образовательным программам «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа 21 века».
- 39. Раскройте содержание программ «Планета знаний», «Перспектива», «Перспективная начальная школа».
- 40. Раскройте личностные новообразования подросткового периода развития.
- 41. Охарактеризуйте особенности мотивационно-потребностной сферы подростка.
- 42. Отношения со взрослыми и сверстниками в подростковом периоде.
- 43. Раскройте основные запросы к психологу при обращении по поводу проблем подросткового возраста.
- 44. Раскройте основные возрастные особенности профессионального самоопределения;
- 45. Охарактеризуйте уровни и типы профессионального самоопределения личности (по Климову е.А., Пряжникову а.С.)
- 46. Раскройте виды, формы и методы активизации. Дайте характеристику основных моделей активизирующего воздействия на клиентов.
- 48. Раскройте основные психометрические характеристики психодиагностических методов.
- 49. Охарактеризуйте психодиагностику как науку. Раскройте этапы психодиагностического процесса, понятие психологического диагноза.
- 50. Дайте характеристику психодиагностики как виду деятельности педагога-психолога.
- 51. Практическое задание: Раскройте цели, задачи и методы трех обязательных диагностических минимумов в работе педагога-психолога.
- 53. Раскройте области применения тестов достижений в школьной практике. Обоснуйте оптимальное время тестирования для учащихся разных возрастных групп.
- 54. Раскройте технологию построения обучающего эксперимента, формы и этапы оказания помощи ребенку в процессе обследования.
- 55. Раскройте цели, задачи, принципы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях модернизации образования.
- 56. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков в условиях общеобразовательных учреждений.
- 57. Какие симптомы (показатели) по методике «Рисунок семьи» характерны для благоприятной семейной ситуации: тревожности; конфликтности; враждебности.
- 59. Охарактеризуйте гармоничные и негармоничные стили семейного воспитания.
- 60. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла семьи. Определите понятия «нормативный», «ненормативный кризис».