Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса
Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса, столь многочисленны и неоднозначны, что их исчерпывающее рассмотрение едва ли возможно в рамках данного учебного пособия. Остановимся на некоторых ключевых моментах, а именно: на характеристиках стрессового события, интерпретации события человеком, влиянии прошлого опыта, осведомленности (информированности), индивидуальных и личностных особенностей человека на восприятие ситуации и способ реагирования.
Характеристики стрессового события. Стрессовые события могут различаться по следующим признакам:
а) частоте возникновения – события могут быть одиночными, возникать периодически (например, «авралы» на производстве), накладываться друг на друга («несчастья преследуют одно за другим»);
б) длительности воздействия – кратковременное, продолжительное, хроническое (постоянное). Кратковременные стрессоры – это, как правило, повседневные неприятности, в результате воздействия которых актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов. К продолжительным стрессорам можно отнести критические жизненные события, требующие значительного времени для адаптации, вызывающие в структуре личности человека серьезные изменения и сопровождающиеся не только кратковременными эмоциями, но и стойкими эмоциональными реакциями (перемена места жительства, особенно вынужденная, хроническая болезнь, конфликтная обстановка в трудовом коллективе). Хронические стрессоры – постоянно или очень длительное время действующие ситуации, например: бедность, проблемы в семейных взаимоотношениях, перегрузки на работе и т.п. Долговременное воздействие стрессора приводит к состоянию хронического стресса, которое будет рассмотрено нами подробно в разделе, посвященном хроническому стрессу и профессиональному здоровью;
в) интенсивности воздействия – чем больше физиологические и психические изменения в результате воздействия стрессора отличаются от оптимальных параметров, тем интенсивнее стрессовое воздействие события на человека. Например, такие события, как смерть близкого или возникновение угрозы собственной жизни, по интенсивности воздействия, как правило, значительно превосходят события, связанные с неприятностями в профессиональной сфере или утратой имущества;
г) знаку эмоциональной окрашенности – стрессовые события, как можно видеть по вышеприведенной шкале тяжести стрессового воздействия, могут быть не только негативными, неприятными событиями жизни, вызывающими резко отрицательные эмоции, но и позитивными, требующими адаптации к неким произошедшим изменениям, вызывающими сильные положительные эмоции. Например, такие события, как новоселье, вступление в брак или рождение ребенка, воспринимаясь как позитивные, желательные, тем не менее, могут оказывать сильное стрессовое воздействие на человека.
Интерпретация человеком стрессового события. Как уже было отмечено, ситуация становится для человека источником стресса только в том случае, если субъективно оценивается им как стрессовая.
Например, расторжение брака может восприниматься одним человеком как трагедия, крушение всей его жизни, расставание с любимым человеком, потеря опоры и стабильности, вызывать такие чувства, как беспомощность и страх одиночества. Для другого человека развод – это освобождение от тяготивших его обязательств, возможность начать «новую» жизнь.
Как видите, одно и то же событие потенциально может являться стрессором, но вызывает сильную стрессовую реакцию в нашем примере лишь у первого человека, который воспринял ситуацию как негативную, угрожающую нормальному течению его жизни. Для второго человека ситуация имела незначительное стрессовое воздействие, причем скорее позитивное.
Таким образом, между стрессором и нашей реакцией на него всегда есть промежуточное звено – субъективная оценка ситуации, называемая также в ряде исследований когнитивной интерпретацией происходящего.
Прошлый опыт человека. На восприятие события как стрессового в значительной степени влияет личный опыт человека. Для каждого существуют закрепившиеся в результате прошлого опыта установки о том, какие ситуации являются наиболее опасными и стрессовыми. У каждого из нас есть «точки уязвимости», воздействие на которые вызывает максимально выраженную стрессовую реакцию. Напротив, какие-то стрессоры воспринимаются человеком как менее опасные, так как он сталкивался с ними в прошлом, и у него выработались программы эффективного реагирования на данные ситуации. В таком случае, стрессовое воздействие будет для человека менее разрушительным, так как он готов с ним справиться. Такие стереотипы поведения не возникают сами по себе, а приобретаются человеком на протяжении всей его жизни, начиная с самого раннего детства. Иногда у человека в результате прошлого опыта вырабатываются стереотипные реакции, носящие недостаточно адаптивный характер, что может привести при воздействии аналогичных стрессоров к нарастанию напряжения и развитию хронического стресса.
Примером может служить особенность, которую часто называют «синдромом отличника». Человек, обладающий этой чертой, стремится все сделать наилучшим образом, «сдать на пять», крайне болезненно воспринимает любую критику в свой адрес, переживает любую неудачу как личную трагедию. Получается, что человек живет в постоянном состоянии стресса, во-первых, из-за того, что все ресурсы используются на отличное выполнение задачи (ведь ему сложно принять помощь других – он не может признаться, что в чем-то некомпетентен). Во-вторых, такой «отличник» живет в постоянном страхе получить негативную оценку. Такой стереотип поведения человек, как правило, получает в детстве, когда родители требуют только отличных оценок в школе, только первых мест в спортивных соревнованиях и не учат ребенка справляться с неуспехом. Часто такая стратегия поведения является недостаточно адаптивной.
Осведомленность (информированность) о ситуации. Часто событие становится стрессовым для конкретного человека, если оно субъективно оценивается им как угрожающее, непредсказуемое по своим последствиям. Особенно усиливается степень стрессового воздействия в тех случаях, когда событие является неожиданным, внезапным. Отсутствие полной и достоверной информации о ситуации многократно увеличивает беспокойство и напряжение по поводу происходящего. Повышение информированности о ситуации и способах совладания с ней снижает ее субъективное стрессовое значение для человека. Наличие у человека знаний, умений и навыков, позволяющих ему справиться с ситуацией, способствует интерпретации потенциально стрессового события как нейтрального, либо имеющего незначительное стрессовое воздействие.
Так, например, освещение в средствах массовой информации слухов о возможном предстоящем дефиците на тот или иной товар может вызвать стресс и заставить людей скупать совершенно не нужные им товары в огромных количествах (этим приемом иногда пользуются недобросовестные продавцы). В то время как при условии адекватного информационного обеспечения (с однозначным и достоверным описанием причин, возможностей и сроков исправления ситуации) временные трудности с поставкой необходимых товаров обходятся без массовых волнений.
Итак, наличие стрессора еще не обусловливает развитие стрессовой реакции. Устойчивость к некоторым стрессорам может быть связана как с вышеперечисленными факторами, так и с индивидуальными и личностными качествами человека, которые в значительной мере оказывают влияние, как на возникновение стрессовой реакции, так и на характер ее протекания.
Прежде чем перейти к рассмотрению влияния личностных особенностей на состояние стресса, остановимся на видах (уровнях) реакций человека на стресс.
- Министерство Российской Федерации
- Введение
- Раздел I
- Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации
- Чрезвычайная ситуация
- Экстремальная ситуация
- Кризисная ситуация. Кризис
- Влияние экстремальных ситуаций на человека
- Субъекты экстремальной ситуации
- Вопросы и задания к главе 1
- Литература
- Раздел II.
- Кривая развития стрессовой ситуации
- Понятие о стрессоустойчивости1
- Вопросы к главе 2
- Глава 3 психофизиология стресса, или как работает организм при возникновении стрессовой ситуации
- Природа возникновения стресса. Физиологические и психологические проявления
- Нервная система: анатомическое строение и функциональное деление
- Нервная система
- Механизмы стресса
- Вопросы к главе 3
- Глава 4 психология стресса
- Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса
- Виды (уровни) реакций человека на стресс
- Реакции на стресс
- Эмоциональная реакция
- Физиологическая реакция
- Поведенческая реакция
- Вопросы и задания к главе 4
- Глава 5 влияние стресса на жизнь человека
- Позитивное влияние стресса на человека
- Негативное влияние стресса
- Влияние стресса на организм человека
- Вопросы и задания к главе 5
- Литература
- Раздел III.
- Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс
- Помощь при страхе
- Помощь при тревоге
- Помощь при плаче
- Помощь при истерике
- Помощь при апатии
- Помощь при чувстве вины или стыда
- Помощь при двигательном возбуждении
- Помощь при нервной дрожи
- Помощь при гневе, злости, агрессии
- Вопросы и задания к главе 6
- Глава 7
- Организационные аспекты
- Оказания экстренной психологической помощи
- В чрезвычайных ситуациях
- Психологической службы на месте чс
- Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации
- Методы оказания экстренной психологической помощи
- Нейролингвистическое программирование
- Телесно-ориентированная терапия
- Арттерапия
- Краткосрочная позитивная терапия
- Суггестивные техники
- Релаксационные методы и методы саморегуляции
- Рациональная психотерапия
- Методы психологической диагностики, используемые при оказании экстренной психологической помощи
- Вопросы и задания к главе 7
- Глава 8 отсроченные реакции на травматический стресс
- Динамика переживания травматической ситуации
- Реакции горя
- Психосоматические расстройства
- Вопросы и задания к главе 8
- Глава 9 посттравматическое стрессовое расстройство
- Стрессового расстройства (птср)
- Первичные симптомы посттравматического стрессового расстройства
- Группа симптомов повторного переживания
- Группа симптомов избегания
- Отношения в семье
- Вопросы и задания к главе 9
- Глава 10 переживание утраты
- Вопросы и задания к главе 10
- Литература
- Раздел IV. Хронический стресс и профессиональное здоровье специалиста
- Глава 11 профессиональное здоровье специалистов
- Профессиональное развитие
- Вопросы и задания к главе 11
- Глава 12
- Профилактика синдрома
- Профессионального выгорания
- У специалистов экстремального профиля
- Вопросы и задания к главе 12
- Литература
- Заключение
- Содержание
- Глава 8