10. Психодиагностика эмоциональных состояний
Шкала «Проявления тревожности» (Manifest Anxiety Scale, MAS) разработана в 1953 году J.Teylor.
Адаптация: Т. А. Немчин, 1966 год.
Шкала создавалась путем отбора утверждений, касающихся тревожной реакции из опросника MMPI. Шкала дает информацию не только о психических проявлениях тревоги, но и о настроении, переживаниях, установках. Хорошо определяет вегетативно-соматическую составляющую тревоги.
Опросник Тейлора состоит из 50 утверждений, на которые надо дать утвердительный или отрицательный ответ.
Шкала явной тревожности для детей (The Children's for Manifest Anxiety Scale) разработана в 1956 году психологами из США - Б.Р. Маккандлес, А. Кастанеда, Д.С. Палермо.
Адаптация: А.М. Прихожан, 1991-1993 года.
Этот вариант разработан на основе шкалы тревожности Тэйлора для взрослых (описано выше).
Шкала выявляет тревожность у детей как устойчивое образование. Кроме тревоги и страха опросник указывает на раздражительность, скованность, усталость, нетерпеливость.
Применяется в диагностике детей от 8 до 12 лет.
Опросник содержит 53 утверждения и, в отличие от взрослого варианта, включает шкалу «лжи», состоящую из 11 пунктов.
Шкала тревожности Спилбергера-Ханина (STAI, State – Trait Anxiety Invertory) создана в 1985 году группой исследователей под руководством Ч. Спилбергера.
Адаптация: Ю.Л. Ханин.
В основе опросника лежит представление о существовании тревоги как психического состояния и тревожности, рассматриваемой в виде черты личности. Ситуативная и личностная тревога.
Опросник включает 20 кратких утверждений, ответить на которые предлагается по четырехбальной шкале.
Опросник был адаптирован на 43-х языках, широко применяется в диагностике тревожности как среди взрослых, так и у детей.
Интегративный тест тревожности (ИТТ) является относительно новой психодиагностической методикой, разработанной в НИИ им. В.М. Бехтерева.
Интегративный тест, как и шкала Спилбергера, включает две основные шкалы, выявляющие личностную и ситуационную тревожность. Отличительная особенность интегративного теста - пять дополнительных субшкал, чувствительных к таким компонентам тревоги, как тревожная оценка перспективы и социальной защиты, эмоциональные нарушения, астенический и фобический компоненты личности.
Опросник школьной тревожности Филлипса предназначен для определения тревоги у детей школьного возраста.
Опросник Филлипса состоит из 58 вопросов, на которые предлагается ответить «да» или «нет», результаты исследования группируют в 8 шкал: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, блокировка потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям группы, физиологическая сопротивляемость стрессу и страхи взаимодействия с учителями.
Опросник хорошо зарекомендовал себя как в индивидуальной, так и групповой работе с классом. По результатам опросника можно выделить конституционные характеристики ребенка и разработать план коррекционной работы на примере конкретных ситуаций.
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН) (В.А. Доскин).
«Тест Руки» (Э. Вагнер).
Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан для детей 10-16 лет.
Шкала депрессии Э. Бека для измерения выраженности депрессивного синдрома.
Опросник «Эмоционального интеллекта» (EQ) Н. Холла для выявления способности понимать отношения личности, представленные в эмоциях, и способности управлять эмоциями.
Опросник Басса-Дарки (А. Басс, А. Дарки) для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
«Определение уровня депрессии» В.А. Жмурова.
Шкала депрессии Э. Бека для измерения выраженности депрессивного синдрома.
Шкала сниженного настроения - суб депрессии В. Зунга - Т.Н. Балашовой.
- 1 Понятие психологического диагноза. Виды диагнозов.
- 2.Профессионально-этические принципы в психодиагностике.
- 4. Диагностика познавательных процессов младших школьников.
- 1. Методика "Изучение переключения внимания"
- 2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
- 1. Методика "Определение типа памяти"
- 2. Методика "Изучение логической и механической памяти"
- 1. Методика "Простые аналогии"
- 2. Методика "Исключение лишнего"
- 1, Методика «Узнай фигуры».
- 2, Методика «Запомни рисунки».
- 3, Методика «Запомни цифры».
- 4, Методика «Выучи слова».
- 1, Методика «Нелепицы»
- 2. Методика «Времена года»
- 3, Методика «Что здесь лишнее?»
- 4, Методика «Кому него недостает?»
- 1, Методика «Обведи контур»
- 2, Методика «Пройди через лабиринт»
- 3, Методика «Воспроизведи рисунки»
- 1953 Год. От 13 до 61 года
- 8, 47 Диагностика умственного развития (Групповой интеллектуальный тест (гит), Школьный тест умственного развития (штур), астур (как варианта методики штур))
- 10. Психодиагностика эмоциональных состояний
- 11. Тест смил (л.Н.Собчик). Варианты теста. Диагностические возможности теста. Профиль личности в тесте смил. Психологический и клинический подходы к интерпретации данных теста.
- 14, Методы диагностики темперамента. Особенности проведения и обработки результатов методики структуры темперамента (в.М.Русалов) и опросника темперамента г.Айзенка.
- 15, Определение уровня субъективного контроля. Теоретическое обоснование и назначение методики исследования уровня субъективного контроля (Дж. Роттер).
- 16, Методика ценностных ориентаций Рокича. Особенности проведения и интерпретации результатов методики ценностных ориентаций Рокича.
- 17.Методы диагностики межличностных отношений. Социометрические методы исследования структуры взаимоотношений в группе.
- 18,Методы диагностики профессиональных ориентаций и профессиональных намерений.
- 19.История зарубежной психодиагностики.
- 20.История отечественной психодиагностики.
- 21.Структура психодиагностики как научной дисциплины.
- 22.Понятие объекта психодиагностики, его структура.
- 23.Процесс и результат психологического обследования. Психодиагностическое заключение
- 24.Понятие строго формализованной методики. Опросники.
- 25.Тесты как строго формализованные методики диагностики психики.
- 28.Требования к построению методик.
- 29.Психодиагностические задачи, их типология.
- 30.Теоретические основы диагностики природных психофизиологических особенностей.
- 31.Теоретические основы диагностики личности.
- 32. Теоретические основы диагностики умственного развития и предметной успеваемости учащихся.
- 33. Диагностика готовности к школе.
- 34. Теоретические основы диагностики одаренности и общих способностей.
- 35.Теоретические основы диагностики развития дошкольников.
- 37 Диагностика причин эмоциональной дезадаптации школьника.
- 38. Диагностика развития младенца.
- 39.Психодиагностика в профессиональном консультировании.
- 40.Диагностический минимум школьного психолога.
- 41.Диагностика интеллекта с позиции факторной модели.
- 42. Модели интеллекта ч.Спирмена и я.Терстоуна.
- 43 Модели интеллекта Дж.Гилфорда и р.Кэттелла.
- 44. Модель интеллекта д.Векслера. Тест д.Векслера.
- 45. Креативность и ее диагностика. Тесты Дж.Гилфорда, э.Торранса.
- 46.Методики диагностики особенностей личности дошкольника.
- 47. Методики диагностики интеллекта школьников: гит, штур, астур.
- 48. Диагностика причин неуспеваемости младшего школьника.
- 1. Методика "Изучение переключения внимания"
- 2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
- 1. Методика "Определение типа памяти"
- 2. Методика "Изучение логической и механической памяти"
- 1. Методика "Простые аналогии"
- 2. Методика "Исключение лишнего"
- 49.Диагностика особенностей характера. Тест Кеттелла, Шмишека, Леонгарда, Личко.
- 50, Диагностика самооценки и уровня притязаний.
- 51.Методы диагностики поведения в конфликтной ситуации.
- 52.Методы диагностики познавательных процессов школьника.
- 53. Общая характеристика и классификация проективных методов.
- 54. Проективные методики структурирования (тест Роршаха и т.Д.) и дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы).
- 55Проективные методики интерпретации (тат, сат, тест сонди, тест Розенцвейга).
- 56 Проективные методики изучения экспрессии (анализ почерка, несуществующее животное) и изучения продуктов творчества (ддч, рисунок пальцем и т.Д.).