Глава 4 психология стресса
Вопросы, рассматриваемые в главе:
Понятие психологического стресса. Психические стрессоры.
Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса.
Виды (уровни) реакций человека на стресс.
Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса.
В предыдущих главах были рассмотрены физиологические механизмы воздействия стресса на человека. Психологические факторы были лишь упомянуты, в этой главе они будут рассмотрены подробно.
С физиологической точки зрения, краткосрочный стресс – вовсе не «болезненное» состояние, а процесс, при помощи которого организм борется с нежелательными воздействиями, адаптируется к изменяющимся условиям окружающей действительности. Свое пагубное влияние на психологическое и физическое здоровье человека стресс оказывает в ситуациях, когда он слишком силен или действует слишком долго. Рассмотренный выше общий адаптационный синдром является физиологическим ответом организма на стрессовое воздействие и свойственен в равной степени, как животным, так и человеку.
Однако когда люди говорят, что испытывают стресс, они обычно подразумевают, что находятся в состоянии нервного напряжения, утомлены, расстроены, сердятся или подавлены. Поэтому мы можем говорить о том, что, в отличие от животных, реакция человека на стрессовое воздействие имеет сложную многоуровневую структуру, определяемую, в том числе, и психологической составляющей.
Характер реакции человека на воздействие потенциального стрессора зависит от целого ряда причин и, прежде всего, от субъективной оценки человеком ситуации.
Выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от человека, его опыта, ожиданий, личностных особенностей и т.д. Большое значение имеет оценка человеком угрозы, ожидание опасных последствий, которые содержит в себе ситуация.
Посещение врача-стоматолога может быть огромным стрессом для человека, который боится лечить зубы, и не будет стрессом для того, кто не испытывает страха перед этой процедурой.
Таким образом, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется.
Участников психологической группы попросили вспомнить случаи из своего опыта, когда их жизнь подвергалась опасности. Одна из женщин рассказала историю, произошедшую примерно 20 лет тому назад. Наша героиня ехала на рейсовом автобусе, который шел из одного районного центра в другой, выйти ей предстояло около небольшой деревни, где она собиралась провести отпуск. Она вышла, благополучно добралась до места, отлично провела отпуск и вернулась домой. На этом ее рассказ был прерван возмущенными вопросами аудитории, которая не могла понять, в чем состояла опасность для жизни. Тогда женщина рассказала вторую часть истории. Через много лет, будучи корреспондентом областной газеты, она получила задание подготовить статью об авариях на транспорте. Собирая материал, она случайно наткнулась на сообщение о том, что тот самый автобус, на котором она много лет назад ехала в отпуск, попал в серьезную катастрофу на железнодорожном переезде, несколько человек погибли, остальные были ранены.
Таким образом, героиня этой истории ОБЪЕКТИВНО находилась в опасности, а СУБЪЕКТИВНО (так как не знала об этом) этой опасности не чувствовала и, естественно, не испытала никакого стресса.
Примером противоположной ситуации может служить рассказ другой участницы той же психологической группы. Ее история произошла в 1999 г., в тот период, когда Москва была напугана страшными терактами: взрывами домов на Каширском шоссе и улице Гурьянова. Она стояла у окна и вдруг увидела, что в ее двор въезжает грузовик. Эта машина показалась ей подозрительной. Через 10 минут она окончательно убедила себя в том, что в грузовике взрывчатка и это террористический акт. Она рассказывает, что почувствовала необычайный прилив сил, не в полной мере давая себе отчет в своих действиях, она в считанные минуты собрала детей, предупредила соседей, позвонила в милицию и выскочила на улицу. Прибывший наряд милиции выяснил, что в грузовике соседи перевозили мебель, и никакой опасности нет. Героиня этой истории, хоть и вспоминает этот случай с некоторой долей юмора, в то же время говорит, что никогда ни до, ни после она не испытывала такого животного страха, как в те минуты.
Таким образом, ОБЪЕКТИВНО ситуация была безопасной, а СУБЪЕКТИВНО была расценена как крайне опасная и вызвала сильнейший стресс.
Мы часто рассуждаем о том, как важно спокойно относится к раздражающим нас вещам, даем советы родным, друзьям и приятелям, что не стоит обращать внимание на мелочи (конфликт на работе – подумаешь, с кем не бывает, нахамили в общественном транспорте – обычное дело, пробка – ну что делать, сам вчера стоял два часа и т.д.). И, как правило, очень трудно применить советы и эти знания к себе.
Для того чтобы оценить уровень собственной стрессоустойчивости, можно проделать небольшое упражнение:
Предупреждение! Это упражнение можно делать лишь в том случае, если в вашей жизни не произошло кризисных или трагических событий, перевернувших вашу жизнь, оно подходит для обычной, повседневной жизни.
Возьмите лист бумаги, разделите его на две половины, слева напишите события и ситуации, которые вызвали раздражение, негодование, взволновали и огорчили вас в последние несколько дней, справа оцените степень воздействия по пятибалльной шкале (5 – максимальное раздражение, 1 – легкая степень недовольства), просуммируйте полученный результат. (табл.2) Потом сверните этот лист и отложите его на неделю. Через неделю попробуйте вспомнить записанные вами события и снова оцените их по пятибалльной шкале, снова сложите все проставленные вами оценки. Теперь сравните полученные результаты. Попробуем оценить, что получилось:
Вариант 1. Результаты полностью совпали. У вас хорошая память.
Вариант 2. Вы вспомнили все события, но оценка их поменялась в ту или другую сторону. Вы можете понять, насколько ошиблись в первоначальной оценке события. Например, Вы в первом случае оценили конфликт с подругой в пять баллов, а через неделю, успокоившись и проанализировав ситуацию, – в два балла. Это значит, что, возможно, вы отреагировали на ситуацию слишком эмоционально.
Вариант 3: Некоторые события Вы не вспомнили, или в Вашем списке появились события, которых раньше не было. Еще более выраженная ошибка в эмоциональной оценке события.
Теперь попробуем поставить себе оценку за стрессоустойчивость.
Посчитаем средний балл для первого и второго случая, например:
Таблица 2
События и ситуации, которые взволновали в последние несколько дней
Первая оценка | Оценка через неделю | ||
Ожидание в пробке | 3 | Ожидание в пробке | 2 |
Двойка, полученная ребенком в школе | 4 | Двойка, полученная ребенком в школе | 4 |
Опоздание на работу | 3 | Не вспомнилось | 0 |
Конфликт в магазине | 3 | Конфликт в магазине | 1 |
Итого | 12 | Итого | 6 |
Средний балл | 12/4 = 3 | Средний балл | 6/4 = 1,5 |
Теперь от первого значения отнимем второе: 3 – 1,5 = 1,5.
Можно говорить о том, что в данном примере человек переоценивает эмоциональную значимость событий на 1,5 балла по пятибалльной шкале (для сравнения, это примерно та же разница, как между школьными оценками пять и три с плюсом). За эту разницу мы часто платим своим здоровьем и душевным спокойствием.
Рекомендации
Если какое-то событие или ряд событий через некоторое время вы оценили более значимыми, чем впервые, или через две, три, четыре недели оно не теряет своей эмоциональной яркости, то это может свидетельствовать о том, что эта ситуация является для вас проблемной. Можно порекомендовать уделить ей больше внимания или, возможно, обратиться к специалисту.
Однако, как правило, события, которые нас взволновали сегодня, завтра кажутся уже не такими значимыми. Можно порекомендовать несколько приемов, которые позволят спокойнее относиться к обычным, повседневным, «жизненным» стрессам:
представьте себе, как вы будете рассказывать об этом событии через неделю, месяц, год; часто этот простой прием позволяет быстро оценить реальную значимость происшествия для вас;
подумайте и прорепетируйте, что бы вы сказали, если бы эта ситуация произошла не с вами, а с кем-то из ваших знакомых;
сразу после взволновавшего события позвольте себе быстро «выпустить пар»: поделитесь с окружающими своими переживаниями, побейте кулаком подушку, покричите, порвите бумагу, выругайтесь, совершите какое-нибудь физическое действие и т.д.; подробно о том, как быстро помочь себе в стрессовой ситуации, рассказано в третьем разделе этой книги;
освойте и по необходимости применяйте приемы саморегуляции (например, релаксация, медитация, аутотренинг и т.д.).
Психологический стресс можно определить как феномен осознавания, возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. Такое понимание психологического стресса первым ввел Р. Лазарус.
Понятно, что всякое событие, нарушающее привычное течение жизни, может быть причиной стресса. К психическим стрессорам относится все, что может нас взволновать: несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, обман, утрата, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям и многое другое. Не только избыток раздражителей, но и их нехватка может действовать как стрессор. К таким стрессорам можно отнести монотонность, скуку, одиночество, изоляцию. Разным этапам жизни свойственна своя специфика стрессовых ситуаций, например: начало учебы, уход из родительского дома, вступление в брак, рождение детей, профессиональные достижения и неудачи и т.д. Американские исследователи Томас Холмс и Ричард Рейх в 1967 г. разработали шкалу тяжести стрессового воздействия различных жизненных событий («Тhе social readjustment rating scale»). События были оценены по шкале от 0 до 100 баллов в зависимости от давления, оказываемого на психику:
смерть мужа/жены – 100;
развод – 73;
разлад в супружеской жизни – 65;
тюремное заключение – 63;
смерть близкого члена семьи – 63;
серьезная травма или заболевание – 53;
брак – 50;
потеря работы – 47;
примирение и другие перемены в семейной жизни – 45;
выход на пенсию – 45;
изменение в состоянии здоровья члена семьи – 44;
беременность – 40;
сексуальные проблемы – 39;
появление нового члена семьи – 39;
перемена места работы – 39;
изменения в финансовом положении – 37;
смерть близкого друга – 37;
перевод на другую работу – 36;
серьезные разногласия с партнером – 35;
крупный долг – 31;
приближение срока уплаты долга – 30;
перемена в ответственности по месту работа – 29;
уход сына или дочери из родного дома – 29;
конфликты с тестем/свекром, тещей/свекровью – 29;
исключительный личный поступок или достижение – 27;
поступление в школу или ее окончание – 26;
перемена в условиях жизни – 25;
смена привычек – 24;
проблемы и конфликты с начальством – 23;
изменение рабочего времени или условий работы – 20;
смена жилья – 20;
перемена школы – 20;
смена отдыха – 19;
перемена в общественной деятельности – 18;
мелкий долг – 17;
перемены, связанные со сном и режимом дня – 16;
перемены в семье – 15;
перемены в привычном образе питания – 15;
отпуск – 13;
праздник – 12;
проступок (штраф за проезд без билета и др.) – 11.
Как вы видите, стресс вызывают не только отрицательные, но и положительные события, ведь они тоже требуют приспособления.
Вы можете легко убедиться в верности этого тезиса, если вспомните свои переживания до, во время и после радостного эмоционального события (праздника, концерта, дискотеки). Сначала радостное возбуждение, ожидание предстоящего события – это первая стадия стрессовой реакции; во время события активность, стремление продолжать и продолжать веселиться, нежелание прекращать праздник – это вторая стадия стресса; и наконец, ощущение усталости и даже иногда опустошения после события – это третья стадия стрессовой реакции.
Во второй главе уже вводились понятия «эустресс» и «дистресс». Эустресс связан с позитивными событиями в жизни человека и, вызывая неспецифическую стрессовую реакцию организма, оказывает мобилизующее и возбуждающее воздействие на человека. Когда мы говорим о «борьбе со стрессом», «последствиях стресса», мы обычно имеем в виду эмоционально отрицательный тип стресса, или дистресс (от англ. distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда).
Таким образом, перечень событий, способных оказать стрессовое воздействие, можно было бы продолжать. Но для каждого конкретного человека, как его состав, так и интенсивность воздействия стрессовых ситуаций будут индивидуальны. От чего же зависит, какое именно событие воспринимается как стрессовое?
- Министерство Российской Федерации
- Введение
- Раздел I
- Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации
- Чрезвычайная ситуация
- Экстремальная ситуация
- Кризисная ситуация. Кризис
- Влияние экстремальных ситуаций на человека
- Субъекты экстремальной ситуации
- Вопросы и задания к главе 1
- Литература
- Раздел II.
- Кривая развития стрессовой ситуации
- Понятие о стрессоустойчивости1
- Вопросы к главе 2
- Глава 3 психофизиология стресса, или как работает организм при возникновении стрессовой ситуации
- Природа возникновения стресса. Физиологические и психологические проявления
- Нервная система: анатомическое строение и функциональное деление
- Нервная система
- Механизмы стресса
- Вопросы к главе 3
- Глава 4 психология стресса
- Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса
- Виды (уровни) реакций человека на стресс
- Реакции на стресс
- Эмоциональная реакция
- Физиологическая реакция
- Поведенческая реакция
- Вопросы и задания к главе 4
- Глава 5 влияние стресса на жизнь человека
- Позитивное влияние стресса на человека
- Негативное влияние стресса
- Влияние стресса на организм человека
- Вопросы и задания к главе 5
- Литература
- Раздел III.
- Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс
- Помощь при страхе
- Помощь при тревоге
- Помощь при плаче
- Помощь при истерике
- Помощь при апатии
- Помощь при чувстве вины или стыда
- Помощь при двигательном возбуждении
- Помощь при нервной дрожи
- Помощь при гневе, злости, агрессии
- Вопросы и задания к главе 6
- Глава 7
- Организационные аспекты
- Оказания экстренной психологической помощи
- В чрезвычайных ситуациях
- Психологической службы на месте чс
- Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации
- Методы оказания экстренной психологической помощи
- Нейролингвистическое программирование
- Телесно-ориентированная терапия
- Арттерапия
- Краткосрочная позитивная терапия
- Суггестивные техники
- Релаксационные методы и методы саморегуляции
- Рациональная психотерапия
- Методы психологической диагностики, используемые при оказании экстренной психологической помощи
- Вопросы и задания к главе 7
- Глава 8 отсроченные реакции на травматический стресс
- Динамика переживания травматической ситуации
- Реакции горя
- Психосоматические расстройства
- Вопросы и задания к главе 8
- Глава 9 посттравматическое стрессовое расстройство
- Стрессового расстройства (птср)
- Первичные симптомы посттравматического стрессового расстройства
- Группа симптомов повторного переживания
- Группа симптомов избегания
- Отношения в семье
- Вопросы и задания к главе 9
- Глава 10 переживание утраты
- Вопросы и задания к главе 10
- Литература
- Раздел IV. Хронический стресс и профессиональное здоровье специалиста
- Глава 11 профессиональное здоровье специалистов
- Профессиональное развитие
- Вопросы и задания к главе 11
- Глава 12
- Профилактика синдрома
- Профессионального выгорания
- У специалистов экстремального профиля
- Вопросы и задания к главе 12
- Литература
- Заключение
- Содержание
- Глава 8