27. Корреляционное исследование и его планирование. Понятие признаков и переменных.
Корреляционное исследование
Корреляционным называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) переменными. В психологии в качестве переменных могут выступать психические свойства, процессы, состояния и др.
«Корреляция» в прямом переводе означает «соотношение». Если изменение одной переменной сопровождается изменением другой, то можно говорить о корреляции этих переменных. Наличие корреляции двух переменных ничего не говорит о причинно-следственных зависимостях между ними, но дает возможность выдвинуть такую гипотезу. Отсутствие же корреляции позволяет отвергнуть гипотезу о причинно-следственной связи переменных. Различают несколько интерпретаций наличия корреляционной связи между двумя измерениями:
1. Прямая корреляционная связь. Уровень одной переменной непосредственно соответствует уровню другой. Примером является закон Хика: скорость переработки информации пропорциональна логарифму от числа альтернатив. Другой пример: корреляция высокой личностной пластичности и склонности к смене социальных установок.
2. Корреляция, обусловленная 3-й переменной. 2 переменные (а, с) связаны одна с другой через 3-ю (в), не измеренную в ходе исследования. По правилу транзитивности, если есть R (а, b) и R (b, с), то R (а, с). Примером подобной корреляции является установленный психологами США факт связи уровня интеллекта с уровнем доходов. Если бы такое исследование проводилось в сегодняшней России, то результаты были бы иными. Очевидно, все дело в структуре общества. Скорость опознания изображения при быстром (тахистоскопическом) предъявлении и словарный запас испытуемых также положительно коррелируют. Скрытой переменной, обусловливающей эту корреляцию, является общий интеллект.
3. Случайная корреляция, не обусловленная никакой переменной.
4. Корреляция, обусловленная неоднородностью выборки. Представим себе, что выборка, которую мы будем обследовать, состоит из двух однородных групп. Например, мы хотим выяснить, связана ли принадлежность к определенному полу с уровнем экстраверсии. Считаем, что «измерение» пола трудностей не вызывает, экстраверсию же измеряем с помощью опросника Айзенка ETI-1. У нас 2 группы: мужчины-математики и женщины-журналистки. Неудивительно, если мы получим линейную зависимость между полом и уровнем экстраверсии—интроверсии: большинство мужчин будут интровертами, большинство женщин — экстравертами.
Корреляционные связи различаются по своему виду. Если повышение уровня одной переменной сопровождается повышением уровня другой, то речь идет о положительной корреляции. Чем выше личностная тревожность, тем больше риск заболеть язвой желудка. Возрастание громкости звука сопровождается ощущением повышения его тона. Если рост уровня одной переменной сопровождается снижением уровня другой, то мы имеем дело с отрицательной корреляцией. По данным Зайонца, число детей в семье отрицательно коррелирует с уровнем их интеллекта. Чем боязливей особь, тем меньше у нее шансов занять доминирующее положение в группе.
Нулевой называется корреляция при отсутствии связи переменных.
В психологии практически нет примеров строго линейных связей (положительных или отрицательных). Большинство связей — нелинейные. Классический пример нелинейной зависимости — закон Йеркса—Додсона: возрастание мотивации первоначально повышает эффективность научения, а затем наступает снижение продуктивности (эффект «перемотивации»). Другим примером является связь между уровнем мотивации достижений и выбором задач различной трудности. Лица, мотивированные надеждой на успех, предпочитают задания среднего диапазона трудности — частота выборов на шкале трудности описывается колоколообразной кривой.
Математическую теорию линейных корреляций разработал Пирсон. Ее основания и приложения излагаются в соответствующих учебниках и справочниках по математической статистике. Напомним, что коэффициент линейной корреляции Пирсона г варьируется от -1 до +1. Он вычисляется путем нормирования ковариации переменных на произведение их среднеквадратических отклонений.
Значимость коэффициента корреляции зависит от принятого уровня значимости а и от величины выборки. Чем больше модуль коэффициента корреляции, тем ближе связь переменных к линейной функциональной зависимости.
- 3. Этапы научного исследования.
- 4. Принципы научного исследования.
- 5. Типы научного исследования.
- 6. Отличия критического исследования от поискового и воспроизводящего.
- 7 Вопрос. Научная теория, ее структура и функции.
- 8 Вопрос. Проблема и гипотеза.
- 9 Вопрос. Выбор темы научного исследования
- 10 Вопрос. Изучение научной литературы
- 11 Вопрос. Методологические аспекты исследования малой группы
- 12 Вопрос. Логика научного исследования.
- Вопрос 13 Проблема и тема исследования
- Вопрос 14 Объект и предмет исследования
- Вопрос 15 Цели и задачи исследования
- Вопрос 16 Гипотеза
- Вопрос 17 Этапы исследования
- Вопрос 18 Личностные качества психолога-практика
- 19. Классификация методов психологического исследования Классификация методов психологического исследования.
- 20. Эмпирические методы в психологическом исследовании
- 21. Личность и деятельность эксперементатора.
- 22. Личность испытуемого и его деятельность в псих эксперименте.
- 24. Планирование эксперимента.
- 25. Основные эксперементальные планы
- 26. Взаимодействие независимых переменных, виды взаимодействия.
- 27. Корреляционное исследование и его планирование. Понятие признаков и переменных.
- 28. Шкалы измерения.
- 29. Распределение признака. Параметры распределения. Понятие о нормальном распределении
- 30. Понятие статистических гипотез.
- 31. Статистические критерии: параметрические и непараметрические, их возможности и ограничения.
- Понятие о статистическом критерии
- Уровень значимости и мощность
- Состоятельность и несмещенность критериев
- 32. Понятие уровней статистической значимости.
- 36. Представление результатов исследования
- 37. Использование таблиц, графиков, диаграмм эмпирического исследования в области практической психологии