21. Личность и деятельность эксперементатора.
С позиций деятельностного подхода эксперимент — ϶ᴛᴏ деятельность экспериментатора, кᴏᴛᴏᴩый воздействует на испытуемого, изменяя условия его деятельности, ɥᴛᴏбы выявить особенности психики обследуемого. Процедура эксперимента служит доказательством степени активности экспериментатора: он организует работу испытуемого, дает ему задание, оценивает результаты, варьирует условия эксперимента, регистрирует поведение испытуемого и результаты его деятельности и т.д.
С позиций деятельностного подхода эксперимент— это деятельность экспериментатора, который воздействует на испытуемого, изменяя условия его деятельности, чтобы выявить особенности психики обследуемого.
Процедура эксперимента служит доказательством степени активности экспериментатора:
*он организует работу испытуемого,
*дает ему задание,
*оценивает результаты,
*варьирует условия эксперимента, регистрирует поведение испытуемого и результаты его деятельности и т.д.
С социально-психологической точки зрения экспериментатор выполняет роль руководителя, учителя, инициатора игры, испытуемый же предстает в качестве подчиненного, исполнителя, ученика, ведомого участника игры.
Схема эксперимента, если рассматривать его как деятельность экспериментатора, соответствует модели необихевиоризма: стимул — промежуточные переменные — реакции Экспериментатор дает испытуемому задания, испытуемый (промежуточная переменная) их выполняет.
Если исследователь заинтересован н подтверждении (или опровержении) своей гипотезы, то он может неосознанно вносить искажения в ход эксперимента и интерпретацию данных, добиваясь, чтобы испытуемый "работал под гипотезу", создавая привилегированные условия лишь для экспериментальной группы. Такие действия экспериментатора — источник артефактов.
Американский психолог Розентальназвал это явление "эффектом Пигмалиона"в честь персонажа греческого мифа. (Скульптор Пигмалион изваял статую прекрасной девушки Галатеи. Она была так хороша, что Пигмалион влюбился в Галатею и стал умолять богов оживить статую. Боги отозвались на его просьбы.)
Исследователь, заинтересованный в подтверждении теории, действует непроизвольно так, чтобы она была подтверждена. Можно контролировать данный эффект. Для этого следует привлекать к проведению исследования экспериментаторов — ассистентов, не знающих его целей и гипотез.
Полноценный контроль — перепроверка результатовдругим и исследователями, критически относящимися к гипотезе автора эксперимента. Однако и в этом случае мы не гарантированы от артефактов — контролеры такие же грешные люди, как и автор эксперимента.
Н. Фридманназвал научным мифом господствовавшую до 60-х годов в американской психологии точку зрения, заключавшуюся в том; что процедура проведения экспериментов одинакова, а экспериментаторы равно беспристрастны и квалифицированны. Экспериментаторы не анонимны и не безлики: по-разному наблюдают, фиксируют и оценивают результатыэксперимента.
Главная проблема — различия в мотивации экспериментаторов. Даже если все он к стремятся к познанию нового, то представления о путях, средствах, целях познания у них различаются. Тем более, что исследователи часто принадлежат к разным этнокультурным общностям.
Вместе с тем все экспериментаторы мечтают об "идеальном испытуемом"."Идеальный испытуемый" должен обладать набором соответствующих психологических качеств:
*быть послушным,
*сообразительным,
*стремящимся к сотрудничеству с экспериментатором;
*работоспособным,
*дружески настроенным,
*неагрессивным и лишенным негативизма.
Модель "идеального испытуемого" с социально-психологической точки зрения полностью соответствует модели идеального подчиненного или идеального ученика.
Разумный экспериментатор понимает, что эта мечта неосуществима. Однако, если поведение испытуемого в эксперименте отклоняется от ожиданий исследователя, он может проявить к испытуемому враждебность или раздражение.
- 3. Этапы научного исследования.
- 4. Принципы научного исследования.
- 5. Типы научного исследования.
- 6. Отличия критического исследования от поискового и воспроизводящего.
- 7 Вопрос. Научная теория, ее структура и функции.
- 8 Вопрос. Проблема и гипотеза.
- 9 Вопрос. Выбор темы научного исследования
- 10 Вопрос. Изучение научной литературы
- 11 Вопрос. Методологические аспекты исследования малой группы
- 12 Вопрос. Логика научного исследования.
- Вопрос 13 Проблема и тема исследования
- Вопрос 14 Объект и предмет исследования
- Вопрос 15 Цели и задачи исследования
- Вопрос 16 Гипотеза
- Вопрос 17 Этапы исследования
- Вопрос 18 Личностные качества психолога-практика
- 19. Классификация методов психологического исследования Классификация методов психологического исследования.
- 20. Эмпирические методы в психологическом исследовании
- 21. Личность и деятельность эксперементатора.
- 22. Личность испытуемого и его деятельность в псих эксперименте.
- 24. Планирование эксперимента.
- 25. Основные эксперементальные планы
- 26. Взаимодействие независимых переменных, виды взаимодействия.
- 27. Корреляционное исследование и его планирование. Понятие признаков и переменных.
- 28. Шкалы измерения.
- 29. Распределение признака. Параметры распределения. Понятие о нормальном распределении
- 30. Понятие статистических гипотез.
- 31. Статистические критерии: параметрические и непараметрические, их возможности и ограничения.
- Понятие о статистическом критерии
- Уровень значимости и мощность
- Состоятельность и несмещенность критериев
- 32. Понятие уровней статистической значимости.
- 36. Представление результатов исследования
- 37. Использование таблиц, графиков, диаграмм эмпирического исследования в области практической психологии