logo
ППИ

5. Типы научного исследования.

Три типа научных исследований – это различные стадии движения науки к практике. 

1 Фундаментальные исследования направлены на получения нового знания о явлениях и законах действительности . Не преследуют никаких практических задач. Исследователя интересует истина ради самой нее самой , и он ее ищет , не зная какую пользу он принесет.

Фундаментальные исследования делятся на:

· Свободные (поисковые) – носит индивидуальный характер, ученый работает в режиме свободного поиска, обладает свободой в выборе методов и направлений своей деятельности. Новые его идеи могут изменить весь ход поиска.

· Целенаправленные - направление научного поиска твердо определено . как правило выполняется коллективно, в рамках определенной организации.(создаются специальные научные группы , лаборатории, отделы, ) Т.К. путь достаточно ясен , можно говорить о планировании затрат на технические и материальные средства.

2 Прикладные исследования. Их особенность в том, что они прямо нацелены на получение нужного для решения практических задач знания. Речь о решении некоторого класса практических задач в общем виде . Научный работник не имеет право откланяться в сторону для исследования др. возможностей , даже если они обещают дать интересные результаты. Обычное условие финансирования прикладных исследований – предоставление планов и графиков работы и регулярных отчетов об их выполнении.

3 Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.

Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.

4 Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

5 Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

6 Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.

7 Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

8 Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

9 Воспроизводящее исследование. Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.

10 Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.