19. Классификация методов психологического исследования Классификация методов психологического исследования.
В науке существуют всеобщие методы исследования, которые совпадают часто с основными методологическими принципами. Существуют так называемые общие методы исследования. Они используются во многих науках: наблюдение, метод анализа и синтеза, дифференциации и обобщения, индукции и дедукции и т.д. Существует также группа специфических методов для данной науки. Рассмотрим несколько примеров классификаций метода экспериментальной психологии.
Классификация методов психологического исследования. Б.Г. Ананьев все методы он разделил на: 1) организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный); 2) эмпирические (обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод); 3) способы обработки данных (математико-статистического анализа данных и качественного описания) и 4) интерпретационные (генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.). Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических функций, образований и свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь собранный материал в характеристиках систем и типах связи между ними, образующих личности, либо социальную группу.
Классификация эмпирических методов Водолева-Столена. 1 группа: 2 основных признака: 1. На основании сопоставления методологических признаков (объективные тесты, стандартизированные самоотчеты, тесты-опростники, открытые опросники, шкальные техники, субъективная классификация), индивидуально ориентированные техники (методика ролевых репертуарных решеток), прооективные техники, диалогические техники (беседа, интервью, диагностические игры). 2. Основание мер вовлеченности в психодиагностическую процедуру самого психолога и степени его влияния на результат диагностики (объективные методы - тесты, опросники, шкальные техники). 2 группа: диалогические (беседа, интервью, диагностические игры, патопсихологичекий эксперимент и некоторые из проективных методик).
Классификация методов Пирьова (1966).Пирьов выделил несколько самостоятельных методов.
1 Наблюдение.
1 1. Объективное наблюдение:
а) непосредственное наблюдение.
а1 ) объективно-клиническое наблюдение (широко применяемое в психиатрии);
б) опосредованное наблюдение (анкетные методики)
1.2. Субъективное наблюдение (самонаблюдение):
а) непосредственное самонаблюдение — словесный отчет человека;
б) опосредованное самонаблюдение — изучение дневников, писем, фотографий данного человека, его воспоминаний и т. д.
2. Метод эксперимента.
2.1. Лабораторный эксперимент:
а) классический
б) психометрия;
б,) метод тестов
б2) психологическое шкалирование
2.2. Естественный эксперимент.
2.3. Психолого-педагогический эксперимент.
а) констатирующий;
б) Формирующий.
3. Метод моделирования.
4. Метод психологической характеристики.
5. Вспомогательные методы (неспецифические для психологии)
а) физиологические, фармакологические, биохимические и т. д.;
б) математические;
в) графические.
6. Специальные методы (специфические для психологии):
а) генетический метод (онтологические и филогенетические аспекты)
б) метод сравнительного исследования (например, исследование развития ребенка и маленького шимпанзе);
в) патопсихологический метод (с помощью его исследуют патологические отклонения психики от принятой нормы)
Классификация Пирьова представляет образец классической классификации, в которой критерий произвольно выбирается автором, но при всей кажущейся произвольности достаточно строго следует сложившиеся традициям. Пирьов традиционно разделяет методы на группы эмпирических методов, которые, опять же следуя традиции, подразделяет на два отдельных класса — наблюдение и эксперимент; на группу теоретические методов, состоящую из двух классов — моделирование и «методы психологической характеристики», который можно назвать классом методов интерпретации результатов эмпирического исследования. В отдельную группу Пирьов объединил два класса специальных методов, специфических именно для психологии и неспецифических для психологии, заимствованных из других областей знания.
- 3. Этапы научного исследования.
- 4. Принципы научного исследования.
- 5. Типы научного исследования.
- 6. Отличия критического исследования от поискового и воспроизводящего.
- 7 Вопрос. Научная теория, ее структура и функции.
- 8 Вопрос. Проблема и гипотеза.
- 9 Вопрос. Выбор темы научного исследования
- 10 Вопрос. Изучение научной литературы
- 11 Вопрос. Методологические аспекты исследования малой группы
- 12 Вопрос. Логика научного исследования.
- Вопрос 13 Проблема и тема исследования
- Вопрос 14 Объект и предмет исследования
- Вопрос 15 Цели и задачи исследования
- Вопрос 16 Гипотеза
- Вопрос 17 Этапы исследования
- Вопрос 18 Личностные качества психолога-практика
- 19. Классификация методов психологического исследования Классификация методов психологического исследования.
- 20. Эмпирические методы в психологическом исследовании
- 21. Личность и деятельность эксперементатора.
- 22. Личность испытуемого и его деятельность в псих эксперименте.
- 24. Планирование эксперимента.
- 25. Основные эксперементальные планы
- 26. Взаимодействие независимых переменных, виды взаимодействия.
- 27. Корреляционное исследование и его планирование. Понятие признаков и переменных.
- 28. Шкалы измерения.
- 29. Распределение признака. Параметры распределения. Понятие о нормальном распределении
- 30. Понятие статистических гипотез.
- 31. Статистические критерии: параметрические и непараметрические, их возможности и ограничения.
- Понятие о статистическом критерии
- Уровень значимости и мощность
- Состоятельность и несмещенность критериев
- 32. Понятие уровней статистической значимости.
- 36. Представление результатов исследования
- 37. Использование таблиц, графиков, диаграмм эмпирического исследования в области практической психологии