30. Понятие статистических гипотез.
Статистической гипотезой называется предположение о свойстве генеральной совокупности, которое можно проверить, опираясь на данные выборки. Статистическую гипотезу обозначают символом H.
Обычно выдвигают и проверяют две противоречащие друг другу гипотезы:
-
нулевую (основную) H0;
-
конкурирующую (альтернативную) H1.
Примеры статистических гипотез:
1) Нулевая гипотеза H0: закон распределения результатов измерения является нормальным. Конкурирующая гипотеза H1: закон распределения результатов измерения отличен от нормального.
2) Нулевая гипотеза H0: среднее арифметическое значение генеральной совокупности результатов измерения показателя после цикла тренировок не изменилось. Конкурирующая гипотеза H1: среднее арифметическое значение увеличилось.
2. Для проверки выдвинутых нулевых гипотез применяют статистические критерии, разработанные математиками и носящие, как правило, их имена.
Статистическим критерием называют определенное правило, задающее условия, при которых проверяемую нулевую гипотезу следует либо отклонить, либо принять. При отклонении нулевой гипотезы принимается конкурирующая. Критерий обозначается буквой К.
Значение критерия, вычисленное по данным выборки, называют наблюдаемым значением критерия (Кнабл). Совокупность значений критерия, при которых отвергают нулевую гипотезу, называют критической областью. Совокупность значений критерия, при которых нулевую гипотезу принимают, называют областью принятия гипотезы (областью допустимых значений). Указанные области разграничены критическим (граничным) значением критерия, который находится по соответствующей таблице.
Односторонняя критическая область используется, если, согласно конкурирующей гипотезе, одна рассматриваемая величина может быть только больше (или только меньше) другой величины.
Двусторонняя критическая область используется, если, согласно конкурирующей гипотезе, одна рассматриваемая величина может быть как больше, так и меньше (не равна) другой.
Отклонение нулевой гипотезы, когда она фактически верна, называется ошибкой первого рода. Принятие нулевой гипотезы, когда фактически она не верна, называется ошибкой второго рода.
Уровень значимости – это вероятность попадания критерия К в критическую область, если верна нулевая гипотеза, другими словами, уровень значимости – это вероятность ошибки первого рода. Он служит для определения по таблицам критических значений критерия (Ккрит), которые указывают положение критических точек, отделяющих критическую область от области принятия гипотезы. Обычно величина выбирается малой. Поэтому попадание критерия К в критическую область при справедливости нулевой гипотезы мало вероятно. В этом случае, при попадании критерия К в критическую область считают, что должна быть принята конкурирующая гипотеза.
Часто принимают равной 0,05. Это означает, что вероятность ошибочно принять гипотезу H1, если справедлива гипотеза H0, равна только 5 %.
Сформулируем основные этапы проверки статистических гипотез:
1) Исходя из задач исследования, формулируются статистические гипотезы.
2) Выбирается уровень значимости, на котором будут проверяться гипотезы.
3) На основе выборки, полученной из результатов измерения, определяется статистическая характеристика гипотезы.
4) Определяется критическое значение статистического критерия по соответствующей таблице на основании выбранного уровня значимости и объема выборки.
5) Вычисляется наблюдаемое (фактическое) значение статистического критерия.
6) На основе сравнения наблюдаемого и критического значения критерия в зависимости от результатов проверки нулевая гипотеза либо принимается, либо отклоняется в пользу альтернативной.
Для проверки статистических гипотез используются параметрические и непараметрические методы.
Параметрические методы служат для проверки гипотез о неизвестных параметрах генеральной совокупности, когда закон распределения случайной величины известен.
Непараметрические методы применяются в тех случаях, когда закон распределения случайной величины неизвестен, или когда условия применения параметрических методов не выполняются.
Параметрические методы эффективнее непараметрических.
Перейдем к ознакомлению с основными положениями теории надежности тестов.
- 3. Этапы научного исследования.
- 4. Принципы научного исследования.
- 5. Типы научного исследования.
- 6. Отличия критического исследования от поискового и воспроизводящего.
- 7 Вопрос. Научная теория, ее структура и функции.
- 8 Вопрос. Проблема и гипотеза.
- 9 Вопрос. Выбор темы научного исследования
- 10 Вопрос. Изучение научной литературы
- 11 Вопрос. Методологические аспекты исследования малой группы
- 12 Вопрос. Логика научного исследования.
- Вопрос 13 Проблема и тема исследования
- Вопрос 14 Объект и предмет исследования
- Вопрос 15 Цели и задачи исследования
- Вопрос 16 Гипотеза
- Вопрос 17 Этапы исследования
- Вопрос 18 Личностные качества психолога-практика
- 19. Классификация методов психологического исследования Классификация методов психологического исследования.
- 20. Эмпирические методы в психологическом исследовании
- 21. Личность и деятельность эксперементатора.
- 22. Личность испытуемого и его деятельность в псих эксперименте.
- 24. Планирование эксперимента.
- 25. Основные эксперементальные планы
- 26. Взаимодействие независимых переменных, виды взаимодействия.
- 27. Корреляционное исследование и его планирование. Понятие признаков и переменных.
- 28. Шкалы измерения.
- 29. Распределение признака. Параметры распределения. Понятие о нормальном распределении
- 30. Понятие статистических гипотез.
- 31. Статистические критерии: параметрические и непараметрические, их возможности и ограничения.
- Понятие о статистическом критерии
- Уровень значимости и мощность
- Состоятельность и несмещенность критериев
- 32. Понятие уровней статистической значимости.
- 36. Представление результатов исследования
- 37. Использование таблиц, графиков, диаграмм эмпирического исследования в области практической психологии