Преодоление депривации и фрустрации
Депривация (от англ. deprivation — потеря чего-либо) — общее обозначение для всех случаев эмоционального состояния и поведения, в основе которых лежит неудовлетворенность человека его жизнью. На русский язык это слово переводится также как «обездоленность, лишенность, безысходность, потерянность, ненужность». Чехословацкие исследователи И. Лангмайер и 3. Матейчик депривацией называют состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций, когда субъект лишен возможности удовлетворять свои человеческие потребности в достаточной мере и достаточно долгое время. Более лаконичное определение находим у известного английского психолога Д. Хэбба: это состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически недостаточной средой.
Депривация такая же древняя, как и человеческое общество. Во все времена были, есть и будут люди, считающие себя неудачниками, обойденными, угнетенными, униженными и оскорбленными. Древние философы много внимания уделяли этой теме и доказали, что когда у человека есть здоровье и кусок хлеба, то депривации не должно существовать. Если же она проявляется, то как стремление возвыситься над другими, иметь больше необходимого. «Ничего сверх необходимого» — утверждал Экклезиаст, хорошо понимая ненасытность человека. Тысячелетия человеческой истории мало что изменили: люди по-прежнему хотят иметь как можно больше и чувствуют себя несчастными, когда им достается мало.
Большинство исследователей выделяют три основных вида депривации: социальную, эмоциональную и сенсорную. Как социальное явление, она становится предметом изучения политики, социологии, экономики. Как душевное состояние, депривацию исследуют психологи. Как одну из главных причин возникновения эмоциональной напряженности и отклоняющегося поведения, рассматривают депривацию педагоги.
Депривация как социальное явление. Смена социального строя в нашей стране обернулась невиданной по масштабности обездоленностью людей. В одночасье миллионы еще вчера довольных жизнью советских граждан, относившихся по уровню своих доходов к среднему классу, оказались ограбленными и поставлены на грань выживания. Многие оказались за чертой бедности. Национальные богатства, накопленные долгим и упорным трудом, разграблены, бездарно растранжирены, спрятаны по зарубежным банкам. Снижение уровня жизни, массовая безработица, потеря социальной защищенности, крушение идеалов и надежд, неуверенность в завтрашнем дне привели к сильному всплеску депривации.
Приходится говорить о реальной и мнимой (вымышленной) депривации. Реальная — это когда человек действительно лишен необходимого. А мнимая, вымышленная существует в умах, переживается как состояние зависти. Но и та и другая действуют одинаково угнетающе на человека.
Вымышленная депривация весьма характерна для современного российского общества. Не так уж много у нас действительно бедных, бездомных, лишенных куска хлеба людей. Социальной депривацией человек начинает страдать тогда, когда сравнивает свое материальное положение с положением других людей.
Американский исследователь К. Ханнинген пришел к выводу, что телевидение толкает молодежь и бедноту к сравнению своего жизненного уровня с материальным состоянием преуспевающих телегероев. Многие из зрителей испытывают негодование и фрустрацию из-за того, что у них нет возможности приобретать такие вещи, как у героев. Это становится распространенной причиной совершения преступлений.
Депривация в ее чистом дословном значении — это прежде всего материальная бедность, лишающая людей не только возможностей удовлетворить свои насущные потребности, но и надежды на будущее. Вместе с этим существуют и другие виды лишенности, обездоленности, неудовлетворенности, которые хотя и не имеют ярко выраженного материального неблагополучия, но по своим признакам и последствиям весьма напоминают депривационные симптомы. Лишение возможности заниматься любимым делом, дискриминация по расовому или национальному признаку, невозможность сделать карьеру, продвигаться по службе, быть самим собой, получить работу, иметь квартиру — это тоже депривация. Она в душе, в сознании, чувствах и поступках.
Как эмоциональное состояние, депривация особенно опасна: ведь это постоянная готовность человека совершить безрассудное, противоправное или деструктивное действие для возмещения своих эмоциональных потерь.
Сенсорная (от лат. sensus — чувство, ощущение) депривация — это эмоциональное состояние ребенка, лишенного родительской заботы, опеки, любви. Если ребенок не чувствует нежных прикосновений своих родителей, близких, учителей, то он будет ощущать свою лишенность, обездоленность, ненужность. В несколько суженном воспитательном значении сенсорная (эмоциональная) депривация — это длительное отсутствие ласки, заботы, человеческого тепла и понимания, продолжительная эмоциональная изоляция. Многие авторы приравнивают понятие сенсорной (эмоциональной) депривации к получившему широкое хождение понятию «отсутствие материнской заботы». В педагогическом значении это, вероятно, еще и отсутствие надлежащего педагогического попечения.
Установлено, что главным для полноценного развития ребенка является удовлетворение потребности в любви и ласке. Без нее появляется депривация. Главный признак такого эмоционального состояния — это постоянно гнетущее чувство ненужности, безысходности, потерянности. Депривация — обычное состояние детей, у которых совсем нет родителей, детей из неполныx семей, семей с малыми доходами, воспитанников детских приютов, домов, школ-интернатов. У одних она рождает подавленность, тяжелую депрессию, нежелание жить, у других — агрессивность, враждебность, желание отомстить. Депривация может проявляться в легкой форме, эпизодических вспышках (как мимолетная досада, зависть, например, по поводу красивой одежды), а может приобретать тяжелые формы постоянно гнетущей неудовлетворенности. По некоторым данным, различными формами депривации страдает не менее 60% младших школьников.
Выделим понятия абсолютной и относительной депривации. Абсолютная депривация — это чувство лишенности, возникающее из-за отсутствия родительского тепла и ласки. Относительная депривация — это чувство обойденности. Она возникает у ребенка тогда, когда он начинает сравнивать себя с другими детьми: сначала какие туфли и курточка, потом — какие украшения и сколько денег дают родители и т. д. Причиной множества страданий современных детей является сопоставление себя с другими и следующие из этого неутешительные выводы. Когда поднимается уровень благополучия, резко подскакивает и планка стандартов, по которым оцениваются достижения. Относительная депривация — это восприятие и переживание своего положения как худшего по сравнению с положением других.
Аксиомой для нас будет утверждение: где депривация, там отклоняющееся поведение.
Важными для развития депривации у современных детей являются социальные условия. Видя распределение материальных благ среди людей, ребенок рано начинает испытывать душевный дискомфорт. Он не понимает, почему мама не может купить ему понравившуюся игрушку, коньки или футболку. Так, депривация начинает выражаться в зависти, стремлении каким угодно способом достичь желаемого.
Отношение к миру ценностей, вещей, денег формируется воспитанием. Все зависит от того, как сориентирован человек в жизни, что он принял в свою душу. Можно быть абсолютно счастливым в бедности и глубоко несчастным в богатстве. Депривация существует больше все же в воображении людей, нежели в действительности. Ею страдают неразвитые, примитивные люди. Примитивный человек ненасытен в своих желаниях, он обречен на депривацию. Поэтому главный путь преодоления депривации один — это воспитание.
Что чувствует и переживает ребенок обездоленных родителей? Он не имеет того, что имеют другие дети. Подрастая, он начинает понимать, что у него нет ни больших способностей, ни особых талантов, ни финансовой поддержки, чтобы выбиться в люди. Как он будет поступать? Как и взрослый деприват. Отнять, присвоить — первое желание, а если не получится, хотя бы сломать, испачкать. Смириться, набраться терпения, проявлять безразличие и пассивность — тоже выход.
У девочек возникает депривация из-за роста, красоты, длины и цвета волос, нарядов, обуви, модных украшений. Мальчики подвержены депривации по причине своего происхождения, «крутых знакомств», одежды, модных аксессуаров. Обездоленными чувствуют себя те, кто не принадлежит к определенному кругу знакомств, фан-клубу и т. д. К слову говоря, возвеличивание через сопричастность, т. е. принадлежность к кругу знакомых звезды, политика, спортивной команды, поп-группы — это один из острых и важных моментов переживания депривационного состояния.
Удивительно, но почти не возникает депривация по причине плохой успеваемости, недостатка способностей и талантов. Никто особенно по этому поводу не волнуется и не переживает. Для «новых русских» это не имеет значения вообще. Вирусом обогащения и пренебрежения ко всем и ко всему заражены и их дети. Деньги — сильный источник депривации для обеспеченных детей.
Психологи экспериментально изучали воздействие депривации на поведение. Однажды был поставлен такой эксперимент. Мужчины, которые отказались от несения военной службы по религиозным или другим соображениям, согласились выдержать полуголодное существование на протяжении месяца. Во время исследования, по мере того как испытуемые начали терять в весе, они стали безразличными ко всему, кроме еды. Постоянно говорили только о еде, поваренная книга стала их любимым чтением.
Не напоминает ли вам этот случай поведение детей в некоторых ситуациях? Они также не могут ни о чем говорить, кроме того, что полностью поглотило их внимание, создало эмоциональное напряжение. Установлено, что внимание людей в условиях депривации постепенно смещается от более высоких потребностей к низким.
По уровню проявления депривацию можно разделить на острую (высокую), умеренную (среднюю) и незначительную (низкую). При низкой и умеренной депривации поведение детей остается в нормальных пределах. Естественные чувства зависти, неудовлетворенности, стремления выделиться подавляются здравым рассудком и надеждой через некоторое время взять верх. Помощь старших, наглядный пример скромной достойной жизни удерживают большинство детей от депривационных страданий.
Острую обеспокоенность вызывают дети-деприванты с деструктивным поведением. Деструктивным (от англ. distruction—. разрушение) называется поведение, вследствие которого портятся вещи и предметы, разрушаются нормальные человеческие отношения, омрачаются праздники и настроение, страдают люди. В основе деструктивного поведения взрослых и детей лежит нецивилизованный, плебейский принцип: если у меня нет, пусть не будет и у тебя; если мне плохо, пусть плохо будет всем. Если у соседки по парте появился новый пенал с подмигивающими глазками, девочка-депривант непременно сломает его, порежет или испачкает. Новые кроссовки у мальчика вызовут сильное желание отнять их. Будут украдены и выброшены на помойку красивые наклейки, карты и таблички, испачканы сиденья парт, стулья и свежеокрашенные стены, разбиты окна и шкафы — словом, испорчено все, что может стать объектом вымещения злобы, ущемленного самолюбия депривата.
Острая депривация диагностируется по деструктивному поведению детей. Если в классе постоянные слезы, что-то ломается, портится, исчезает, то, значит, есть дети, пытающиеся выровнять свое эмоциональное состояние за счет ухудшения состояния других. По количеству деструктивных действий можно оценить уровень депривации в классе и школе в целом. Если он высокий, запускается программа антидепривационного воспитания.
Умеренная депривация обычно сочетается с эмоциональными состояниями, вызванными другими причинами, и замаскирована ими. Она как бы присоединяется к педагогической запущенности, асоциальной настроенности. Оценка уровня депривации в таких случаях может быть дана по уровню материального благополучия семей. Если семья неполная или многодетная, есть безработные, зарплата у работающих невысокая, то можно ожидать, что у детей из этой семьи будут проявляться признаки депривации. Депривацией страдают почти все дети из приютов, колоний, детских домов, школ-интернатов.
Депривация у младших школьников может возникать как переживание своей невзрослости. «Тебе еще рано, ты еще маленький, тебе нельзя» вызывают досаду, зависть и протест. Девочке-третьекласснице очень хочется надеть туфли на высоком каблуке, покрасить ногти, подвести брови. Мальчику-второкласснику хочется каску и мотоцикл, купить и взорвать петарду, гулять допоздна на улице вместе со взрослыми ребятами, смотреть телевизор после девяти и т. д. Взрослые (и совершенно правильно) не позволяют этого делать. В ответ слезы, истерика, бунт. Если найден верный тон, то подобные выходки удается обуздать и на некоторое время в доме воцаряется спокойствие и тишина. Обычно помогает доверительный тон, рассказ мамы или папы, как они сами были маленькими, как им «все» запрещали родители и очень правильно делали. Потому они и выросли большими и здоровыми, не покалечились и не погибли. Пример, притча, басня, афоризм помогают достичь успеха. А вот неверно избранный тон, оскорбления, прямые и грубые запреты только усугубляют желание действовать наперекор.
При диагностике депривации следует учесть, что дети-деприваты чаще других сбиваются в группы, где их объединяет какое-то общее увлечение. Для них также характерно возвеличивание через сопричастность, т. е. принадлежность к окружению кумира. Именно своим неуемным фанатизмом стремятся дети, и особенно подростки, разрушить тот ограниченный, скучный и тесный мир, в каком они находятся. Им кажется, что прикосновение к звезде, к своему кумиру автоматически придает вес им самим.
Какие же существуют способы помощи депривационным детям? Радикальный — это сделать так, чтобы каждый ребенок имел все необходимое. Но это утопия. А реальный путь — это воспитание разумного отношения, меры потребления. Воспитание разумного потребления благ началось еще в социалистические времена и было поддержано мировой педагогической мыслью. Научить людей сдерживать, обуздывать, контролировать свои неуемные и совершенно излишние потребности, разумно ограничивать желания — это важная проблема во всех странах.
Но как научить этому детей, которые еще не могут контролировать желания разумом? Постепенно, настойчиво, на конкретных примерах и доступном для них уровне. Нужно начинать разговор о смысле жизни, о призвании человека, о возможностях удовлетворения его нужд.
Для бесед можно использовать проверенные жизнью притчи, назидательные истории, басни, «Родное слово» К.Д. Ушинского, старые хрестоматии по детской литературе. Много ценного найдет в них современный учитель.
Учитель включит в программу коррекции игры на преодоление депривации. Пусть дети время от времени упражняются в уменьшении своих потребностей, обуздании своих желаний, снижении планки запросов и требований.
Итак, депривация — предмет особой учительской заботы. Педагог не может снять или отменить все факторы, вызызающие депривацию. Но он может и должен облегчить детям переживание этого эмоционального состояния. За рубежом распространилось определение «учитель-облегчитель, учитель-фасилитатор» (от англ. facilitate — облегчать). Это воспитатель-гуманист, который облегчает эмоциональные состояния школьников. Такой учитель требуется и современной российской школе.
Фрустрация (от лат. frustratio— обман, тщетное ожидание) — это внутренняя напряженность, обусловленная невозможностью осуществить свои намерения. Бывает острой и хронической. Вот житейский пример острого фрустрационного состояния. Вы опаздываете на первую лекцию в своем колледже, а нужный автобус, как назло, не подходит. Возникает неприятное чувство беспомощности, раздражения, досады. Появляется агрессивность. Вы мысленно ругаете водителя автобуса, который никуда не торопится, всю транспортную службу, злитесь на самих себя за то, что не предусмотрели срыва в графике движения, что не пошли пешком, злитесь на весь белый свет. Но вот, наконец, автобус приходит, и напряжение начинает спадать.
Фрустрация — это глубокий эмоциональный кризис. В этом состоянии младший школьник способен совершить какие угодно поступки. Как показывают многочисленные исследования, фрустрация является одной из важнейших причин неврозов, невротических реакций, в которых озлобленность и раздражение занимают ведущие места. Фрустрация, как результат постоянных запретов и ограничений, способна порождать в ребенке агрессивные тенденции.
Депривация и фрустрация как эмоциональные состояния дополняют друг друга. Ребенок испытывает депривацию, если он лишен чего-то такого, что обычно считается привлекательным или желанным; но только тогда ребенок может считаться фрустрированным, когда он уже предвкушал удовольствие от обладания объектом своих желаний, но его ожидания не сбылись (Л. Берковиц, 1972).
Реальность далеко не всегда успевает за растущими потребностями детей. Увеличивающийся разрыв между желаемым и возможным усиливает фрустрацию. Действует правило исчисления фрустрации: она равняется ожиданиям за вычетом достижения: Ф = О — Д.
Несмотря на стремительный рост доходов, американцы, опрошенные в 1994 г., не считают себя более удовлетворенными жизнью, чем опрошенные в 1950 г. Хотя им хватает и денег, и еды, и вещей, процент «счастливых» даже снизился (У. Коупер, 1994). Это наводит на мысль, что депривация и фрустрация происходят не только по материальным причинам.
Фрустрация не является простым следствием депривации, но возникает в результате глубокого расхождения между уровнями запросов и реальных достижений, возможностей их удовлетворения.
Как утверждает видный американский психолог А. Маслоу (1908—1970), разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации или неудовлетворения основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Такие состояния, как апатия, отчуждение, депрессия и цинизм, возникают в результате депривации и фрустрации потребностей. Причем потребности эти на поверку оказываются излишествами.
Фрустрацию нужно пережить с возможно меньшими потерями. Поэтому помощь детям со стороны взрослых сводится к тому, чтобы помочь им пережить боль и разочарование. Особых методов не существует. Человеческое участие, забота, любовь остаются проверенными и эффективными средствами.
К депривации и фрустрации ведут растущие запросы. Ограничить их можно только воспитанием. Ведь человек в своих стремлениях получить как можно больше ненасытен. Он способен расстраиваться так сильно, как будто ему уже был гарантирован выигрыш «джек пота» в лотерею. Объясните на этом примере детям тщетность примерных ожиданий, посмейтесь вместе с ними, учите их рассуждать реалистически. Раскройте смысл пословицы «Дурак фантазиями богатеет». Объясните несбыточность обывательского рассуждения: будь у меня побольше денег, я бы был счастливым, вел себя по-другому.
- Лекція № 1. Корекційна педагогіка в системі наук про людину
- Об’єкт, предмет і задачі корекційної педагогіки
- 2. Взаємозв’язок корекційної педагогіки з іншими науками
- 2. Принципи корекційно-педагогічної діяльності
- 4. Методи корекційної роботи: загальнопедагогічні, спеціальні
- Принципи корекційно-педагогічної діяльності.
- Основні положення корекційної діяльності
- Принципи педагогічної корекції
- 2.2. Принципи корекційно-педагогічної діяльності
- 3. Методи педагогічної корекції
- Методы формирования сознания
- Методы организации деятельности
- Методы стимулювання поведінки і діяльності
- Специальные методы педагогической коррекции
- Особенности типа воспитания подростков с антисоциальным поведением
- Корекція асоціальної поведінки дітей.
- Преодоление грубости и сквернословия
- Борьба с куренем. Профилактика алкоголизма и наркомании
- Аффективные дети
- Дети из неполных семей
- Коррекция тревожности
- Импульсивный ребенок
- Помощь депрессивным детям
- Преодоление депривации и фрустрации
- Профилактика эмоциональных перегрузок
- Причины детской агрессивности
- Агрессивное поведение педагогов
- Диагностика агрессивного поведения
- Ослабление агрессивности