logo search
Демина Л

4.1.4. Самоопределение личности

Самоопределение личности – созидательный акт, сознательный выбор и утверждение личностью своих позиций в разнообразных жизненных ситуациях, ориентир для самоорганизации. Самоопределение – длительный процесс осмысления, пересмотра и восстановления целей и жизненных ориентиров.

За выбор пути личность несет персональную ответственность, т.к. в процессе самоопределения человек сам выбирает, какие ценности будут руководить им, какие социальные нормы для него приемлемы, какие смысловые ориентиры в его жизни будут доминировать и др. Современная социокультурная среда содержит множество образцов и имиджей для выбора жизненных ориентиров.

Формируя представление о достойном образе жизни, молодые люди по-разному оценивают роль материального благополучия и своего духовного багажа в нем. Возникает два прямо противоположных мнения. Одно из них – достойная жизнь человека определяется уровнем его материального богатства и хорошими условиями бытового сервиса. Приводится ряд аргументов в пользу этой точки зрения. Самый важный из них – это дает человеку реальную возможность удовлетворять свои желания, иметь свой "шарм" и др., что позволяет занять высокое социальное положение, а значит и жить достойно. Юноши и девушки, разделяя это мнение, ищут разные способы приобретения материальных благ вплоть до того, что становятся рэкетирами, не брезгуют мошенничеством, разделяют судьбу "ночных бабочек"…

Другая группа молодежи, также разделяя эти представления о достойной жизни, но, не имея реальной возможности добыть блага силой, обманом, теряют надежду на лучшие перемены в своей жизни и "отстраняются" от проблем, "уходят в себя", находя удовлетворение в алкоголизме, наркомании. При этом в обоих случаях наблюдается пренебрежительное отношение к культурным ценностям, литературе, искусству, образованию. У них формируется и своеобразный мир, где скромность, тактичность, сострадание оцениваются с отрицательным знаком.

Противоположная точка зрения на роль материальной обеспеченности в жизни состоит в признании значимости высших человеческих ценностей. Конечно, редко можно встретить людей (если таковые есть вообще!), которым нравилась бы нищета, безработица, недоедание, отсутствие жилья. Сторонники этого направления считают, что для достойной жизни человеку достаточно иметь возможности удовлетворять разумные материальные потребности, а не превращать бесконечную добычу материальных благ в основную цель своей жизни. Известны притчи о том, что профессор "ходит с ободранным портфелем", известный писатель "имеет старое, ветхое пальто", а музыкант-виртуоз "дает концерты много лет в одном и том же фраке". Но нельзя сказать, что "их жизнь не является достойной".

Конечно, между представленными "крайними" точками зрения существует великое множество промежуточных. Но бывает не мало и этих "крайних" позиций, доведенных до абсурда. Так, стремление к обогащению, наживе, постоянному преумножению своего богатства всеми путями и всякими способами непременно приводит к душевной личностной деградации, классические образы которой великолепно описаны Н.В. Гоголем (вспомним Плюшкина, Коробочку!). С другой стороны, не вызывает восхищения и "голый аскетизм", формирующий безразличие к психологическому и социальному комфорту, культуре, окружающим людям, а, зачастую к самому себе.

В структуре личностного самоопределения выделяют самоопределение коллективное и самоопределение профессиональное.

Проблема самоопределения наиболее актуальна для возраста ранней юности. Деятельность личности в этом направлении является в юности ведущей. Именно в этом возрасте вырабатываются жизненные стратегии, оцениваются жизненные перспективы, формируются жизненные планы. И особо важную роль играют субъективные представления о будущем, которое, как показывает ряд проведенных исследований, у современных старшеклассников окрашивается либо в "розовые", либо в "серые" и "черные" тона.