logo search
ГОСЫ_с инета / ГОСЫ

3. Стадия интеллекта

Психика большинства млекопитающих животных оста­ется на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития.

Эту новую, высшую, ступень обычно называют стадией интеллекта (или «ручного мышления»).

Конечно, интеллект животных — это совсем не то же самое, что разум человека; между ними существует, как мы увидим, огромное качественное различие.

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности. Поэтому, прежде чем говорить об усло­виях перехода на стадию интеллекта, необходимо описать деятельность животных, стоящих на этой стадии развития в ее внешнем выражении.

Интеллектуальное поведение наиболее высокоразви­тых животных — человекоподобных обезьян — было впер­вые систематически изучено в экспериментах, поставлен­ных Кёлером.

Эти эксперименты были построены по следующей схеме.

Обезьяна (шимпанзе) помещалась в клетку. Вне клет­ки, на таком расстоянии от нее, что рука обезьяны не могла непосредственно дотянуться, помещалась приманка (ба­нан, апельсин и др.). Внутри клетки лежала палка. Обезь­яна, привлекаемая приманкой, могла приблизить ее к себе только при одном условии: если она воспользуется палкой. Как же ведет себя обезьяна в такой ситуации? Оказывает­ся, что обезьяна прежде всего начинает с попыток схватить приманку непосредственно рукой. Эти попытки не приво­дят к успеху. Деятельность обезьяны на некоторое время как бы угасает. Животное отвлекается от приманки, пре­кращает свои попытки. Затем деятельность начинается вновь, но теперь она идет уже по другому пути. Не пытаясь непосредственно схватить плод рукой, обезьяна берет пал­ку, протягивает ее по направлению к плоду, касается его, тянет палку назад, снова протягивает ее и снова тянет на­зад, в результате чего плод приближается и обезьяна его схватывает. Задача решена.

По тому же принципу были построены и другие много­численные задачи, которые ставились перед человекопо­добными обезьянами; для их решения также необходимо было применить такой способ деятельности, который не мог сформироваться в ходе решения данной задачи. Например, в вольере, где содержались животные, на верхней решетке подвешивались бананы, непосредственно овладеть которы­ми обезьяна не могла. Вблизи ставился пустой ящик. Един­ственно возможный способ достать в данной ситуации ба­наны заключается в том, чтобы подтащить ящик к месту, над которым висит приманка, и воспользоваться им как подставкой. Наблюдения показывают, что обезьяны и эту задачу решают без заметного предварительного научения.

Итак, если на более низкой ступени развития операция формировалась медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закрепля­лись, другие же, лишние, движения столь же постепенно затормаживались, отмирали, то в этом случае у обезьяны мы наблюдаем раньше период полного неуспеха — множе­ство попыток, не приводящих к осуществлению деятельно­сти, а затем как бы внезапное нахождение операции, кото­рая почти сразу приводит к успеху. Это первая характерная особенность интеллектуальной деятельности животных.

Вторая характерная ее особенность заключается в том, что если опыт повторить еще раз, то данная операция, не­смотря на то, что она была осуществлена только один раз, воспроизводится, т.е. обезьяна решает подобную задачу уже без всяких предварительных проб.

Третья особенность данной деятельности состоит в том, что найденное решение задачи очень легко переносится обезьяной в другие условия, лишь сходные с теми, в кото­рых впервые возникло данное решение. Например, если обезьяна решила задачу приближения плода с помощью палки, то оказывается, что если теперь ее лишить палки, то она легко использует вместо нее какой-нибудь другой под­ходящий предмет. Если изменить положение плода по от­ношению к клетке, если вообще несколько изменить ситу­ацию, то животное все же сразу находит нужное решение. Решение, т.е. операция, переносится в другую ситуацию и приспосабливается к этой новой, несколько отличной от первой ситуации.

Четвертая особен­ность интеллектуальной деятельности заключается в спо­собности решения двухфазных задач. Так, например, вне клетки, где находится животное, в некотором отдалении от нее кладут приманку. Несколько ближе к клетке, но все же вне пределов досягаемости живо­тного находится длинная палка. Другая палка, более корот­кая, которой можно дотянуться до длинной палки, но нель­зя достать до приманки, положена в клетку. Значит, для того чтобы решить задачу, обезьяна должна раньше взять более короткую палку, достать ею длинную палку, а затем уже с помощью длинной палки пододвинуть к себе приман­ку.

Каково же содержание обеих этих фаз деятельности обезьяны? Первая, подготовительная фаза побуждается, очевидно, не самим предметом, на который она направле­на, например, не самой палкой. Если обезьяна увидит пал­ку в ситуации, которая требует не употребления палки, а, например, обходного пути, то она, конечно, не будет пы­таться взять ее. Значит, эта фаза деятельности связана у обезьяны не с палкой, но с объективным отношением палки к плоду. Реакция на это отношение и есть не что иное, как подготовление дальнейшей, второй фазы деятельности — фазы осуществления.

Что же представляет собой эта вторая фаза? Она на­правлена уже на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объ­ективно-предметных условий. Она включает, следователь­но, в себя ту или иную операцию, которая становится до­статочно прочным навыком.

Таким образом, при переходе к третьей, высшей, стадии развития животных наблюдается новое усложнение в стро­ении деятельности. Прежде слитая в единый процесс дея­тельность дифференцируется теперь на две фазы: фазу под­готовления и фазу осуществления. Наличие фазы подго­товления и составляет характерную черту интеллектуаль­ного поведения. Интеллект возникает, следовательно, впервые там, где возникает процесс подготовления возмож­ности осуществить ту или иную операцию или навык.

Возникновение и развитие интеллекта животных имеет своей анатомо-физиологической основой дальнейшее раз­витие коры головного мозга и ее функций. Какие же основ­ные изменения в коре мы наблюдаем на высших ступенях развития животного мира? То новое, что отличает мозг вы­сших млекопитающих от мозга нижестоящих животных, — это относительно гораздо большее место, занимаемое лоб­ной корой, развитие которой происходит за счет дифферен­циации ее префронтальных полей.