4.1.2. Самоценность личности
Одной из составляющих самосознания является самоценность личности, которая понимается как совокупность оценочных и притязательных качеств человека.
Самоценность человека, его личности имеет не только оценочную и притязательную области. Важным моментом является конгруэнтность. Человеку очень важно быть конгруэнтным (т.е. согласованным) с самим собой: он говорит то, что думает, чувствует, переживает открыто, не скрывая это от других. В такой ситуации человек чувствует себя комфортно, его "тылы" надежно прикрыты…
Совершенно иные психические состояния возникают, когда есть необходимость скрывать свои истинные переживания, говорить иные слова, чем чувствует человек, т.е. наступает рассогласование самоценности, языка слов и языка тела. В жизни таких ситуаций немало, и их испытывал на себе каждый человек. Но здесь речь идет о "преимущественном стиле поведения". Проследим это на примере поведения школьника в семье, где доминирует жесткий порядок, строгость, практически отсутствуют компромиссы…
Ученица 10 линейного класса Наташа М. в очередной раз после многих обещаний пришла домой поздно – после 11 часов вечера, а ей разрешалось быть вне дома только до 10. Она весело провела время в компании своих сверстников, но вынуждена была скрыть это от своих родителей, т.к. они считали, что, кроме глупостей, так ничему другому научиться нельзя, и тщательно пытались следить за ее времяпрепровождением. Поэтому Наташе нужно было скрывать истинные причины опозданий и она начала длинный и подробный рассказ о том, как они с подругой готовились к будущему сочинению по литературе…
Ослабление личностной конгруэнтности приводит к определенной зависимости, формированию стереотипного, ригидного способа реагирования, дискомфортного психического и физического состояния. Для того, чтобы избежать рассогласования указанных характеристик, "нейтрализовать" психологические защиты, очень важно формировать высокую самоценность. Только человек, имеющий высокую самоценность, приобретает возможность "консенсуса" вербального и невербального языков. Высокая самоценность – это уникальность личности, уважение себя, чувство собственного достоинства.
Уильям Глассер 26>>>, изучая личностные особенности школьников, испытывающих постоянные неудачи в учебе, игре, общении, пришел к выврду о том, что не существует разнообразных неудач, если даже они преследуют человека на протяжении всей жизни. Согласно его точки зрения, в основе всех неудач лежит заниженная самоценность личности, рассогласование вербальных и невербальных (экспрессивных) выражений своих чувств.
Психологи нашли людей, которые считали себя неудачниками в жизни, утратили перспективы, стали пессимистами в оценке собственной судьбы, и обследовали каждого по специальным методикам. И что же: почти у всех выявились задатки и способности, о которых они почти не подозревали. Неудачниками люди стали потому, что были обречены на это в силу каких-то недостатков. Просто их самоценность была очень низкой потому, что они не достигали ожидаемых результатов своей деятельности.
Низкая самоценность, как это выяснилось в ходе исследования, была связана с тем, что деятельность планировалась ими в расчете на личностные качества, которых на самом деле не было. Когда психологи им помогли переориентировать жизненные цели на фактически имеющиеся возможности, провели с ними цикл специальных занятий, то многие из вчерашних неудачников заново открыли себя в течение трехмесячного курса индивидуального обучения с учетом открывшихся вновь задатков. Некоторые из них, прежде никогда не бравшие в руки кисть, научились рисовать, да причем так, что их картины стали принимать на выставки работ профессиональных художников.
Таким образом, достаточно высокая самоценность личности является одной из базовых психологических характеристик, обеспечивающих формирование и реализацию ее жизненных стратегий и "снятие" психологических защит.
<<<26 | Глассер У. Школа без неудачников. М., 1995. |
4.1.3. Я-концепция
Теория самосознания активно изучается в рамках Я – концепции.
Я – концепция – целостное психическое образование, его структура состоит из трех компонентов:
когнитивный (познавательный) "Я – образ", связанный с характеристикой содержания субъективных представлений о себе (образ своих способностей и познавательных возможностей, внешности, качеств характера, склонностей, интересов и др.);
аффективный (эмоционально-ценностный), включающий отношение к себе или к отдельным качествам своей личности (самооценка, самоуважение, самолюбование, самокритика и др.);
поведенческий (волевой) – стремление строить поведение согласно требованиям определенной ситуации (самопрезентации, взаимодействия и др.).
"Я – образ" особенно интенсивно формируется у старшеклассников и выступает как установка по отношению к самому себе. Психологи описывают различные проявления образа "Я" и показывают фактическое их множество. Одни из них, в зависимости от конкретной ситуации, выступают на первый план, другие пока "остаются в тени". Например, "Я – образы" личности как школьника, друга, гостя, спортсмена и др. система Я – концепций в течение жизни изменяется, уточняется, корректируется.
Образ "Я" может переживаться в момент самого действия. Тогда его принято называть "реальным Я". Это сиюминутное "Я" личности, которое может довольно быстро измениться. Например, ученик 10 класса, решив трудную задачу, может думать о себе "Я хороший интеллектуал", но вскоре не может понять логики теоремы и возникает другой "Я – образ": "Какой же я глупый…". "Реальное Я" – это представление о себе в настоящее время.
Однако, каждый человек, живя в обществе, в той или иной степени, осознает моральные нормы, ценности и формирует образ "идеального Я", т.е. то, каким он должен стать, чтобы быть успешным в жизни – это идеал, к которому личность стремится как к "вершине" своего совершенства.
Среди различных "Я – образов" выделяют и "фантастическое Я" – то, каким человек желал стать в будущем, если это было бы возможно. Например, физически слабый подросток видит себя покорителем снежных вершин или юноша, испытывающий безответную любовь формирует "Я – образ" известно ученого с мировым именем, имеющего много поклонниц и др. Образы "фантастического Я" обычно являются основой реальной и нереальной мечты, грез. По мнению К. Роджерса "Я" – дифференцированная часть феноменального поля, а Я – концепция – это то, как человек сам себя представляет и воспринимает. Поэтому с точки зрения феноменологических воззрений Я – концепция отражает самовосприятие человеком себя с позиций его представлений о тех или иных социальных ролях и как он их выполняет реально в различных жизненных ситуациях. Отсюда – выделение в структуре Я – концепции реального Я и идеального Я. И хотя Я меняется всякий раз при условии нового опыта, оно в всегда сохраняет качество целостной системы – гештальта.
- Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности»
- Аннотация
- Оглавление
- Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности
- Глава 2. Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития
- Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды
- Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности
- 1.1. Проблема "нормального" и "аномального" в психике человека
- 1.1.1. Психиатрия и психология
- 1.1.2. Психические расстройства
- 1.1.3. Неврозы и психозы
- 1.2. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности
- 1.2.1. Концепция жизненных сил человека
- 1.2.2. Категория образа
- 1.2.3. Психологические ограничения при формировании образа
- 1.2.4. Влияние особенностей знания индивида о себе
- 1.2.5. Социальное действие
- 1.2.6. Индивид как объект и субъект социального действия
- 1.2.7. Категория мотивации
- 1.2.8. Мотивационные системы
- 1.2.9. Процессуально-динамический подход в исследовании мотивации
- 1.2.10. "Индивид" - "личность" - "индивидуальность"
- 1.2.11. Категория личности
- 1.2.12. Психологическое время личности
- 1.2.13. Типы психологического времени личности
- 1.2.14. Индивидуальная субъективность
- 1.3. Уровни субъектных проявлений личности как показатели психического здоровья
- 1.3.1. Представление уровней субъективности человека по потребностям
- 1.3.2. Представление уровней субъективности человека по ролям
- 1.3.3. Представление уровней субъективности человека по ценностям и нормам и смыслам
- 1.3.4. Представление уровней субъективности человека по отношениям
- 1.3.5. Представление уровней субъективности человека по потребностям. Свобода и ответственность
- 1.3.6. Представление уровней субъективности человека по рефлексии
- 1.3.7. Проблема духовности. Взаимодействие разных типов субъективных проявлений личности
- 1.4. Понятие о психологическом здоровье и личности
- 1.4.1. Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья
- 1.4.2. Концепция позитивного психического здоровья
- 1.4.3. Понятие о психическом равновесии
- 1.4.4. Многоуровневость психического здоровья
- 1.4.5. Субъективность как фактор психологического здоровья
- 1.4.6. Жизненная среда
- 1.4.7. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека
- Глава 2. Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития
- 2.1. Общее понятие о деструктивном развитии личности
- 2.2. Примеры личностных деструкций
- 2.2.1. Агрессивность
- 2.2.2. Стереотипизация
- 2.2.3. Ригидность
- 2.2.4. Неадекватность социальных оценок
- 2.2.5. Суицидное развитие личности и суицидальное поведение
- 2.2.6. Диссинхрония
- 2.2.7. Зависть
- Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды
- 3.1. Общее понятие о механизмах психологических защит личности
- 3.2. Типология, основные виды и функции защитных механизмов
- 3.2.1. "Естественные" психологические защиты
- 3.2.1.1. Вытеснение
- 3.2.1.2. Подавление
- 3.2.1.3. Аскетизм
- 3.2.1.4. Нигилизм
- 3.2.2. "Интегративные" психологические защиты
- 3.2.2.1. Агрессия
- 3.2.2.2. Десакрализация
- 3.2.2.3. Идеализация
- 3.2.2.4. Проекция
- 3.2.2.5. Идентификация
- 3.2.2.6. Играние роли
- 3.2.2.7. Инверсия
- 3.2.2.8. Юмор
- 3.2.2.9. Эмоциональное выгорание
- 3.2.2.10. Обесценивание
- 3.2.2.11. Рационализация
- 3.2.2.12. Компенсация
- 3.2.2.13. Интеллектуализация
- 3.2.2.14. Интроекция
- 3.2.2.15. Ретрофлексия
- 3.2.3. Ретро-защиты
- 3.2.3.1. Отступление
- 3.2.3.2. Дефлексия
- 3.2.3.3. Окаменение
- 3.2.3.4. Уход в виртуальную реальность/виртуальность
- 3.2.3.5. Комплекс Ионы
- 3.2.3.6. Регрессия
- 3.2.3.7. Оглушение
- Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит
- 4.1. Развитие самосознания и самоценности личностью
- 4.1.1. Определение самосознания
- 4.1.2. Самоценность личности
- 4.1.4. Самоопределение личности
- 4.1.5. Самость
- 4.1.6. Саморазвитие
- 4.1.7. Концепция человека а. Маслоу
- 4.2. Формирование адекватной жизненной перспективы
- 4.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы
- 4.2.2. Субъективная картина жизненного пути и ее структура
- Приложение
- Декларация моей самоценности
- Список рекомендуемой литературы
- Предметный указатель