5.4. Методы исследования агрессии
В современной психологии для сбора первичной информации, которая в дальнейшем подлежит уточнению и обработке, используются следующие основные методы: наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование.
Эксперимент- метод, при котором целенаправленно и продуктивно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Экспериментальный подход позволяет исследователю контролировать независимые переменные и благодаря этому делать более точные выводы о причинно-следственных связях агрессивного поведения с другими феноменами и научно объяснять происхождение, формирование и развитие агрессивного поведения. Естественный эксперимент позволяет изучить особенности проявления агрессивного поведения в естественных условиях, фиксируя его в том виде, как оно разворачивается само по себе. Данные, получаемые в естественном эксперименте, соответствуют типичному (реальному) поведению индивида, но не всегда точны из-за отсутствия возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на проявление агрессии. При лабораторном эксперименте создаются специальные (искусственные) ситуации, в которых лучше всего изучить агрессивное поведение. Результаты лабораторного эксперимента более точные (исследователь контролирует ситуацию и посторонние влияния на интересующее его поведение), но менее естественные. Однако не всегда возможно и этично применять экспериментальный метод для изучения некоторых видов агрессии. Например: насильственное обращение с детьми, криминальная агрессия, влияние наркотиков и алкоголя на силу проявления агрессии и т. п.
Метод наблюдения. Данный метод широко используется в исследовании агрессивного поведения. Наблюдение должно вестись в специально выбранных ситуациях и по специально разработанной программе. Целью такой программы, как правило, является выявление положительных и отрицательных факторов в процессе взаимоотношений с окружающими (со сверстниками, с родителями, с воспитателями учителями и т. п.). Данные наблюдения могут фиксироваться как экспериментатором, так и ближайшим окружением испытуемых.
Важным методом исследования агрессивности является опрос. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос может быть устным и письменным, свободным и стандартизированным. Формой устного свободного опроса является беседа. Беседа может поводиться как с испытуемыми, так и с ближайшим окружением испытуемых (члены семьи, воспитатели, учителя и т. п.). Беседа с ближайшим окружением испытуемых позволяет выявить нравственную атмосферу, царящую в их семьях; выяснить характер отношений, поведение членов семьи и поведение самих испытуемых в семье и за ее пределами.
Беседа позволяет раскрыть то, как ближайшее окружение объясняет поведение испытуемых, кто из них считает себя более ответственным за их агрессивные действия; как сами испытуемые объясняют причины своего агрессивного поведения, какую они дают ему (агрессивному поведению) моральную оценку.
Но, не всегда беседа может отражать истинную картину, так как испытуемые не всегда могут осознавать мотивы своего поведения.
Письменный стандартизированный опрос (опросники, анкеты), при строгом его использовании, позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях испытуемых, но и результатах их деятельности, поведения. При изучении агрессии опросники не нашли широкого применения. А. Басс объяснял это тем, что ответы на вопросы частично детерминированы желанием респондентов показать себя в благоприятном свете. Эта тенденция «социальной желательности» обычно проявляется при применении опросников, созданных для исследования поведения, которое считается социально неприемлемым. Наиболее распространенным и часто используемым является опросник А. Басса - А. Дарки, разработанный в 1957г. и направленный на выявление показателей агрессивных и враждебных реакций (физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение, негативизм, подозрительность, обида и чувство вины).
Для исследования агрессии и агрессивности можно использовать «Фрейбургскую анкету агрессивности», методику диагностики уровня агрессивности А. Ассингера, методику диагностики межличностных отношений Т. Лири и т. п.
Проективные тесты. Проективные тесты также можно использовать при исследовании агрессии. Они удобны тем, что не раскрывают испытуемому цель исследования (то, что интересует исследователя), так как исследователь спрашивает об агрессии косвенно. Для исследования агрессии наиболее часто используют такие проективные тесты как: Тест тематической апперцепции (ТАТ), Тест чернильных пятен Роршаха, тест «Несуществующее животное», тест Дж. Бука «Дом. Дерево. Человек», полупроективный тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга.
Но одна немаловажная проблема проективных тестов заключается в том, что они довольно трудны в интерпретации. Их интерпретация требует более длительного времени и содержит много субъективизма.
Таким образом, исследовать агрессию можно различными методами, но выделить какой-то один лучший невозможно. Так как каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки и ни один из них не может дать полного ответа на все интересующие исследователя вопросы. Поэтому, для исследования агрессии необходимо подбирать несколько методов и стратегий, исходя из того, что выбранные методы подтвердят выдвинутые предположения.
- Введение
- Тема 1 конфликты: общие характеристики
- 1.1. Определение конфликта
- 1.2. Виды конфликтов
- 1.3. Социальные конфликты
- Субъекты и участники конфликта
- Объект конфликта
- Основные виды социальных конфликтов
- Классификация конфликтов
- 1.4. Основные стадии развития конфликта
- 1.5. Межличностные конфликты
- 1.5.1. Определение и факторы возникновения межличностного конфликта
- 1.5.2. Стили поведения субъектов в ситуации конфликта
- 1.6. Внутриличностные конфликты
- Осознанные внутренние конфликты
- Неосознанные внутренние конфликты
- Тема 2 конфликты в медицине
- 2.1. Уровни конфликтов в медицине
- 2.2. Противоречия, из-за которых возникают конфликты в системе здравоохранения
- 2.3. Конфликты в системе врач – больной
- 2.4. Причины и условия возникновения конфликтов в медицине
- 2.5. Стороны и предмет конфликта в медицине
- Тема 3 технологии разрешения конфликтов.
- 3.1. Методы разрешения межличностных конфликтов
- 3.2. Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
- 1. Выверенная кадровая политика
- 2. Высокий авторитет руководителя
- 3. Наличие в коллективе высокой организационной культуры
- 4. Престиж деятельности и организации
- 5. Благоприятный психологический климат
- 3.3. Переговоры – основа разрешения разногласий и конфликтов
- 3.4. Стадии переговоров
- 3.5. Стратегии и типы переговоров
- Тема 4 разрешение производственных конфликтов
- 4.1. Возможности разрешения
- Производственных конфликтов
- 4.2. Способы предупреждения производственных конфликтов
- 4.3. Технологии предупреждения конфликтов сотрудников
- 4.4. Технологии нормализации взаимоотношений
- 4.5. Избегание конфликтов на работе
- 4.6. Установление отношений с коллегами по работе
- 4.7. Сплетни на работе и их влияние на производственный микроклимат
- Тема 5 Агрессия и конфликты
- 5.1. Определение и виды агрессии
- 5.1.1. Агрессия: определение
- 1. Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению.
- 5.1.2. Структурные компоненты агрессии
- 5.1.3. Типология агрессии и агрессивности
- Категории агрессии по Бассу
- 5.1.4. Факторы, детерминирующие агрессию
- 5.2. Основные теории агрессии
- Психоаналитический подход з. Фрейда
- Эволюционный подход к. Лоренца
- Фрустрационная теория агрессии (д. Доллард, н. Миллер)
- Поведенческий подход к агрессии (а. Басс, а. Бандура)
- Теория социального научения а. Бандуры
- Когнитивный подход к агрессии л. Берковица
- Теория переноса возбуждения д.Зильманна
- 5.3. Становление агрессивного поведения в детском возрасте
- Семья как реальный пример агрессивного поведения.
- 1. Факторы, определяющие агрессивное поведение ребенка в семье.
- 2. Физическое наказание как средство воспитания.
- Взаимодействие со сверстниками как источник агрессивного поведения
- Сми как символический пример агрессивного поведения
- 5.4. Методы исследования агрессии
- 5.5. Определение и типология аутоагрессии
- 5.6. Методы профилактики агрессии
- 6.1.2. Суицидальное поведение: основные теории
- Зигмунд Фрейд
- Карл Меннингер
- Альфред Адлер
- Карл Юнг
- Джеймс Хиллмен
- Герри Стек Салливен
- Карен Хорни
- Эмиль Дюркгейм
- Норман Фейбероу
- Эдвин Шнейдман
- 6.2. Этапы формирования суицидального поведения
- 6.3. Виды суицидального поведения
- 6.4. Пресуицидальный и постсуицидальный периоды
- 6.4.1. Предсуицидальный период
- 6.4.2. Постсуицидальный период
- 1. Критический.
- 2. Манипулятивный.
- 3. Аналитический.
- 4. Суицидально-фиксированный тип постсуицидального периода.
- 6.5. Аутодеструктивное поведение
- 6.6. Методы профилактики суицидального поведения. Оценка риска самоубийства.
- Признаки повышенного риска самоубийства:
- Антисуицидальные факторы:
- Предотвращение самоубийств
- Правовые и моральные вопросы
- Прогноз суицидального поведения психически больных
- Меры профилактики суицидального поведения в амбулаторных условиях
- Лабораторное занятие №1
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению к. Томаса
- Текст опросника к.Н.Томаса (адаптация н.В.Гришиной).
- Методика диагностики межличностных отношений т. Лири
- Текст опросника т. Лири
- Регистрационный бланк теста т. Лири
- Какой я есть
- Регистрационный бланк теста т. Лири
- Каким я хочу быть
- Лабораторное занятие №2
- Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки
- Текст опросника Басса-Дарки
- Регистрационный бланк опросника Басса-Дарки Фамилия, и.О. ______________________________________
- Возраст _____
- Ключ опросника Басса-Дарки
- Тест «Несуществующее животное»
- Лабораторное занятие №3
- Основная литература