logo search
Литература / Лубовский Введение в мет

2.1. Методология в философии Античности и Средних веков

Методология как особый вид знания уходит свои­ми историческими корнями в глубокую древность. В зависимости от того, какой тип научного знания ха­рактерен для данного общества, методология прини­мает характерные именно для этого типа научного знания формы. Известно, что в древности, например, научное знание имело вид текстов, предназначенных для применения в какой-либо практической деятель­ности. Например, евклидовы определения геометри­ческих фигур не что иное, как описание процедуры их начертания. То же самое верно и для методологии. Так, еще в Древнем Египте геометрия имела вид нор­мативных предписаний при проведении землемерных работ.

С развитием культуры методология стано­вится отдельным видом научной рефлексии. В ней осмысливаются пути познания, ведущие к истине, принципы познавательной деятельности. «Так, на­пример, в учении Гераклита "многознание" противо­поставляется уму как способу познания диалектики мироздания — всеобщего логоса, отличного от мно­гообразия получаемых ненадежным путем "мнений", преданий и др. Правила рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как средства познания стали предметом специального исследования в фило­софии софистов» (Спиркин, 1983. С. 365).

В античной философии особенно велика роль Со­крата, Платона и Аристотеля в развитии методологии познания. Ими были разработаны логические осно­вы познания. Основной заслугой Сократа было ис­пользование им, по словам Аристотеля, метода ин­дуктивного доказательства и создание им диалога как диалектического метода поиска истины. Диалектика Сократа была развита в диалогах Платона. Платон развил представление о познании как оперировании понятиями: «Прежде чем что-либо определять, надо, по Платону, понять, что такое определение; прежде чем что-либо понимать, надо выяснить, что такое по­нятие, прежде чем мыслить, надо дать себе отчет в том, что такое мышление» (Гайденко, 2000. С. 115). Названный принцип становится значительнейшей методологической традицией, проходящей через фи­лософию Античности, Средних веков, Нового време­ни до Гегеля и далее вплоть до наших дней.

Огромное значение для развития методологии по­знания имела логика Аристотеля. В качестве строго научного метода познания он предложил теорию ана­литического силлогизма, который исходит из досто­верных посылок и приводит путем логического умо­заключения к достоверному знанию. «Аристотель рассматривал созданную им логическую систему как "органон" — универсальное орудие истинного по­знания» (Спиркин, 1983. С. 366).

Однако вплоть до Нового времени методология еще не стала отдельной областью научного познания, оставаясь либо логическими, либо натурфилософ­скими основами науки. Так, к логическим основам науки можно причислить знаменитую «бритву Окка-ма» — методологический принцип научного позна­ния, сформулированный выдающимся английским мыслителем Уильямом Оккамом (1285—1349). Со­гласно этому принципу понятия, несводимые к инту­итивному знанию и не поддающиеся проверке в опы­те, должны быть удалены из науки: «сущности не надо умножать без надобности». Этот принцип, ставший одним из значительнейших достижений методологи­ческой мысли средневековья, считают одной из основ эмпиризма Нового времени.