6.Периодизации развития личности по а.В.Петровскому
Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией. Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату инд. черт (конформность, робость, неуверенность в себе). Индивидуализация – появляется как противоречие между результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка). Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группы (изоляция или вытеснение) А.В. Петровский выделяет следующие возрастные периоды: 1. Эпоха детства 3–7 лет – преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде. 2. Эпоха отрочества 11–15 – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность. 3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в общество. А.В. Петровский рассматривает процесс развития с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Выделяются три стадии развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция. На первой стадии человек максимально ориентирован на усвоение свойственных группе норм, особенностей (стать, как другие, быть в общей массе), на второй – активизируется потребность в проявлении своей индивидуальности (быть самим собой), на третьей стадии возникают противоречия между стремлениями быть, как все, и сохранить индивидуальность – и происходит интеграция личности в общности. На этой стадии формируются определенные новообразования, позволяющие личности состояться в группе, не теряя своей индивидуальности. Источником развития личности, согласно мнению А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализация (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Для успешной адаптации к новой общности на каждом возрастном этапе важна успешная интеграция на предыдущей стадии.
- 1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии
- 2.Связь возрастной психологии с другими отраслями науки
- 3.Проблемы возрастной психологии
- 4.Психологическое понятие возраста
- 5.Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину
- 6.Периодизации развития личности по а.В.Петровскому
- 7.Периодизация развития личности по з.Фрейду
- 8.Периодизация развития личности по э.Эриксону
- 9.Развитие морального сознания личности по л.Колбергу
- 10.Периодизация интеллектуального развития по ж.Пиаже
- 11.Кризис новорожденности. Развитие личности в период новорожденности
- 12.Развитие личности в период младенчества
- 13.Кризис 1 года
- 14.Роль общения с взрослым как предпосылка развития личности ребенка
- 15.Особенности развития личности в раннем возрасте
- 16.Кризис 3 лет
- 17.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в дошкольном возрасте
- 18.Особенности развития личности в дошкольном возрасте
- 19.Познавательное развитие дошкольника
- 20.Кризис 7 лет
- 21.Психологическая готовность детей к школе
- 22.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность младшего школьника
- 23.Познавательное развитие младшего школьника
- 24.Особенности общения младшего школьника
- 25.Особенности развития личности младшего школьника
- 26.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность подростка
- 27.Особенности общения подростка
- 28.Особенности развития познавательных процессов подростка
- 29.Развитие личности подростка
- 30.Кризис подросткового возраста
- 31.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в юношеском возрасте
- 32.Развитие личности в юношеском возрасте
- 33.Общение в юношеском возрасте
- 34.Кризис в юношеском возрасте
- 35.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в период молодости
- 36.Развитие личности в период молодости
- 37.Кризис 30 лет
- 38.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в период зрелости
- 39.Развитие личности в период зрелости
- 40.Кризис 40 лет
- 41.Развитие личности в старости
- 42.Теории старения и старости
- 43.Пенсионный кризис
- 44.Кризис смерти