logo search
Демина Л

3.2.2.6. Играние роли

В основе играния роли лежит установление контроля над окружающими с целью снятия с себя ответственности, получения определенной выгоды (награды), повышения собственной значимости и обеспечения собственной безопасности и спокойствия с помощью установления шаблона поведения, который не изменяется в новых условиях. М.Е. Литвак приводит такие примеры.

Учитель, считающий, что он все время должен "сеять разумное, доброе, вечное", играет роль учителя в любой ситуации, а не только на школьном уроке. Тогда он становится невыносимым в семье, неприятным при неформальном общении на дружеских встречах, вступает в конфликты с незнакомыми детьми и их родителями в общественных местах, делая замечания детям и упрекая родителей за то, что те не следят за своими детьми. Военный, играя роль, начинает по уставу воспитывать жену и детей. Лектору, если он в роли, не задашь дополнительного вопроса. Всем работающим знакомы начальники, которые никак не могут выйти из роли…

Как и при других формах психологической защиты, играние ролей предохраняет от "уколов", но одновременно лишает личность теплых взаимоотношений, так необходимых ей для благополучного существования. Изменение к лучшему объективных условий жизнедеятельности мало что меняет в лучшую сторону в судьбе человека, находящегося в роли.

Так, женщина в роли Жены Алкоголика сколько бы раз не выходила замуж, все равно будет жить с алкоголиком. А Золушка, если не выйдет из роли, никогда не избавится от грязной и тяжелой физической работы.

В отличие от других психологических защит, играние роли позволяет человеку использовать внешний ресурс для защиты внутренней проблемы с целью обезопасить себя и даже получить определенную выгоду, когда индивид идентифицирует себя с выполняемой ролью.

Например, механизм играние роли описывается Э. Берном 15>>> в его теории игр. Основным принципом этой теории является следующий постулат: любое общение полезно или выгодно для людей.

Берн считает, что рассматривать игру следует с позиции защитных механизмов, вознаграждений (награды), идентификации. Он выделяет следующие вознаграждения: снятие напряжения, избегание психологически опасных ситуаций, получение "поглаживаний", сохранение достигнутого равновесия. Кроме того, Э. Берн считает, что у каждого человека есть свой набор определенных поведенческих схем (ролей), который соотносится с психическим состоянием человека (Взрослый, Родитель, Ребенок).

Игра – это сфера скрытых трансакций, имеет и скрытый мотив, и цель, которые всегда бессознательны. Он выделяет ряд типичных, часто встречающихся игр: игры на всю жизнь, супружеские игры, игры в компаниях, сексуальные игры и др.

Действие данного защитного механизма описано и в теории манипуляций Э. Шострома 16>>>, который отмечал, что манипуляция – это маска, которую человек надевает для игры, это способ скрыть истинные чувства, это сваливание своей вины на других. Идентификация с другими, так как играние роли для манипулятора – это образ жизни. По его мнению люди боятся быть такими, какие они есть, они стремятся управлять и быть управляемыми. Автор полагал, что манипулятор – это искусный игрок с жизнью, который постоянно стремится скрыть свою пустую карту. В каждом человеке несколько манипуляторов. В разных ситуация преобладает то один, то другой. Э. Шостром выделил несколько основных типов манипуляторов: директор, тряпка, хулиган, калькулятор, прилипала, славный парень, судья. Например, манипулятивная роль мужчины-победителя скрывает то, что ему не важны отношения с женщиной, а важно под видимой силой скрыть свою внутреннюю слабость.

Э. Шостром во многом основывается на работах Э. Фромма, который поднял проблему технократической цивилизации – развитие человечества. Фромм писал, что большинство современных людей скрывают свои внутренние искренние тенденции и вследствие этого становятся не способны быть, т.е. проживать свою жизнь. Они искусственно существуют, "имея" плоды современной цивилизации и "избегая" свободы.

Также косвенное рассмотрение данной проблемы можно увидеть и у К.Г. Юнга 17>>> при описании такого структурного компонента личности, как "персона". Персона – это маска, с помощью которой человек взаимодействует с миром. Опасность заключается в том, что люди становятся идентичны своим персонам, идентифицируясь с ними, играя довольно "жестко" прописанные роли. Выход из положения – разрушение игр, психологические приемы которого и представлены в работах Э. Берна, Э. Шострома, Э. Фромма и др.

<<<15

Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1990.

<<<16

Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. М., 1995.

<<<17

Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1990.