logo search
Материалы по юр

Психология насильственной и неосторожной преступности.

Личность насильственного преступника характеризуется , как правило , низким уровнем социализации , отражающим проблемы и недостатки трех основных сфер воспитания : семьи , школы . производственного коллектива .

Мотивационная сфера этой личности характеризуется эгоцентризмом, стойким конфликтом с большинством представителей окружающей среды , оправданием себя.

Алкоголь в такой группе , как правило , является катализатором , активизирующим преступную установку .

При системно-структурном подходе к анализу генезиса отклоненного поведения установлено , что около 85 % преступлений против личности совершается лицами , связанными с потерпевшими деловыми , родственными о, интимными и другими отношениями , и преступление является конечной фазой конфликта , возникшего в результате этих отношений .

Весьма актуальным для профилактики насильственных правонарушений было бы осуществление наблюдения за психическим состоянием эмоционально неустойчивых лиц ( для выявления эффектов в скрытой форме) и коррекции этих состояний , осуществляемой специальной психологической службой.

Анализ микросоциума способствует составлению объективной характеристики личности преступника : раскрывает уровень социализации .Актуальным для криминальной психологии являются исследования так называемых маргинальных личностей , основными характеристиками которых является внутренняя социальная нестабильность .Для маргиналов характерна неспособность достаточно глубоко и полно освоить культурные традиции и выработать соответствующие социальные навыки поведения в той среде , в которую они оказались внедрены : житель сельской "глубинки " вынужденный жить и работать в большом городе , взрослый человек , переселившийся в местность с незнакомыми ему традициями и обычаями .Маргинальная личность испытывает высокое социальное напряжение и легко вступает в конфликт с окружающей социальной средой.

"Парные" конфликты , в которых принимают участие чаще всего соседи , знакомые по работе , родственники и супруги , как правило , связаны с психологической несовместимостью, неумением наладить нормальные взаимоотношения , а реализация их в агрессивной форме объясняется низким уровнем правосознания , морали , невоспитанностью.

"Групповые" конфликты характерны для некоторых групп молодежи .Корни этих конфликтов связаны с отрицательными местными традициями и обычаями а также слабой воспитательной работой , незаполненным досугом и низкой правовой культурой части молодежи .

Следующий вид конфликтов связан с переносом локальной конфликтной ситуации на всю окружающую субъекта социальную среду ( иррадиация конфликта ) ,Для данного вида конфликта характерно накопление напряжения (фрустрация) , связанного с конфликтом в быту или на работе и перенос его (разрядка ) на лиц , которые к первоначальной конфликтной ситуации никакого отношения не имели ( случайные прохожие , соседи, супруги ) .

Часто происходит "заражение " конфликтной ситуацией и участие в групповых хулиганских действиях и массовых беспорядках. Подобный вид конфликтов характерен для лиц с неустойчивой психикой , низким правосознанием , низким уровнем общей культуры , легко возбудимых ,склонных к конформизму , находящихся в толпе. Хулиганские проявления одного человека для таких лиц могут служить эмоциональным сигналом и примером для подражания .

Эмоции толпы переменчивы , ярость легко переходит в ужас , погоня в паническое бегство и наоборот. Дальнейшее управление толпой происходит с помощью жестов, криков, песен, телодвижений .Обращаться к толпе с разумной речью , с логическими аргументами бессмысленно , а порой и опасно. Она плохо реагирует на доводы рассудка и не подчиняется увещеваниям.

Изучение личности совершивших убийство выявляет у них сильную психологическую зависимость от другого лица . Убийцы в целом относятся к такой категории людей , для которых свободная и самостоятельная адаптация к жизни- это всегда проблема . Выход из контакта с жертвой для них - практически невозможный способ поведения.

Указанная особенность формируется в очень раннем возрасте как результат позиции , которую занимает ребенок ( будущий преступник ) в семье. Суть позиции - отвержение неприятие ребенка родителями , прежде всего матерью .Это означает определенное отношение матери к ребенку , когда она либо не может , либо не хочет , либо не умеет своевременно и полно удовлетворить его потребности , в первую очередь естественные (в пище , тепле , чистоте) . В результате ребенок оказывается в ситуации, хронического дефицита . постоянного неудовлетворения потребностей и постоянно зависит от матери. Такое положение "ситуация экстремальности существования " , которая несет в себе потенциально смертельную угрозу. Она и является источником убийств как актов индивидуального поведения . Таким образом тема жизни и смерти начинает звучать для людей , которые находятся в ситуации отвержения уже в самом начале жизни.

Основным в происхождении убийств является онтогенетический фактор- блокирование способности к автономии в результате отвержения потенциального преступника другими лицами ,

По результатам совместного исследования , проведенного по заданию Генеральной прокуратуры России , более половины осужденных за убийство начинают употреблять спиртные напитки с малолетства .Алкоголь в несколько раз усиливает проявление агрессии и утяжеляет её. Агрессивные действия проявлялись в основном в угрозах , оскорблениях , избиениях и драках , были направлены против личности и общественного порядка .

Среди убийц преобладают мужчины . а более половины жертв -женщины.

В трети случаев убийца и жертва не знакомы друг с другом или познакомились непосредственно пере преступлением .В 30 % они являются родственниками , при чем в 7 % ; в остальных случаях соседями , знакомыми . сослуживцами .Чаще всего убийства совершаются в возрасте от 20-30 лет.

Преобладают лица с незаконченным средним образованием -56 % , неграмотных с начальным образованием -10 % , с высшим и незаконченным высшим -2 %..

Анализ условий воспитания показал , что осужденные за убийство в !,5 раза чаще воспитывались в неблагополучных условиях , чем в благополучных. В детском и подростковом возрасте более 20 % осужденных росли без обоих родителей. Третья часть воспитывалась в неполной семье , при этом 8 % -без матери , 75 %- без отца. В каждом пятом случае неполнота семьи была связана с судимостью родителей. Наиболее криминогенный фактор -судимость матери.

Из 500 осужденных за особо тяжкие убийства в отношении 380 была проведена судебно- психиатрическая экспертиза. В 180 случаях, почти у каждого второго, по актам экспертизы , были отмечены различные аномалии, не исключающие вменяемости: хронический алкоголизм, психопатия , олигофрения.

Большая часть одиночных убийств совершалась лицами с психическими аномалиями. Если роль организатора в групповом убийстве принадлежала здоровым , то исполнители лица с психическими отклонениями.

Что касается неосторожного убийства , то ученые-криминалисты всегда затруднялись назвать реальную психическую функцию ,определяющую направленность и содержание неосторожного преступления ,которая была бы самостоятельным психологическим феноменом и имела бы научно установленные закономерности. При описании психического источника неосторожности часто используются такие выражения, как "пренебрежительность ", "легкомыслие" , "беспечность", однако подобные выражения предполагают скорее социально-этическую характеристику.

Важнейшая задача - раскрыть психологический механизм неосторожного преступления, связать неосторожное поведение с внутренним миром субъекта и системой ценностей, на которую он ориентирован.

Для мотивированной сферы правонарушений по неосторожности характерны преступная самонадеянность и небрежность, в результате которых правонарушитель либо своевременно не замечает аварийной ситуации , либо легкомысленно надеется её предотвратить недостаточно надежными средствами. Их отличает высокая импульсивность и склонность к необоснованному риску.

Психологические аспекты явлений преступности связаны с проблемой ответственности личности .Принято считать , что набор ролевых обязанностей личности в системе социальных отношений характеризует весь диапазон её ответственности . Однако, поскольку процесс осознания личностью своей ответственности определяется многими факторами, субъективная ответственность иногда расходится с объективной. Подлинная внутренняя ответственность личности подразумевает её активную жизненную позицию и усиление удельного веса самоуправления в обществе.